Земская судебная реформа 1864 года

В ходе реформы военноучебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. Они признавались независимыми от административных органов, учреждались должности следователей и военного прокурора. Мировой суд, учреждаемый уездах, рассматривал уголовные преступления, за совершение которых предусматривалось минимальное наказание. В окружном суде решения по уголовным делам выносили присяжные заседатели. Если присяжные признавали обвиняемого виновным, то меру наказания устанавливал коронный судья, назначаемый императором по представлению министра юстиции. На приговор окружного суда можно было приносить жалобы судебную палату. Они так же, как и судьи, назначались правительством и были несменяемы. Гласные из крестьян на эпизодически созывавшихся земских собраниях всегда составляли меньшинство. Система этих выборов, заимствованная из Пруссии, обеспечивала среди городских гласных решающее влияние крупным домовладельцам и купцам, фабрикантам и заводчикам. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.

Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, отчеты о них публиковались печати. Должностные преступления чиновников объявлялись неподсудными общим судебным инстанциям. В 60х годах был изменен порядок военной службы сокращён срок, отменены телесные наказания, переработаны воинские уставы. Взятые на службу числятся ней сухопутных войсках 15 лет 6 лет строю и 9 лет запасе, во флоте 7 лет действительной службы и 3 года запасе. На левой картинке отслуживший 25 лет как при рекрутском наборе солдат возвращается обветшавший дом, где его никто не ждет на правой же солдатсрочник 6 лет службы возвращается к семье История царствования императора Александра картинах. Александр утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях законодательный акт, которым вводилось земство. Право участия выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торговопромышленные сборы. Городские думы были обязаны заботиться и об общественном благосостоянии оказывать содействие обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране народного здравия устраивать больницы, помогать полиции проведении санитарногигиенических мероприятий, принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования учреждать школы, музеи. Была реорганизована прокуратура, ее включили судебное ведомство, во главе ее стоял генералпрокурор, он же министр юстиции.

Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов. Основой реформы судопроизводства Александра стали такие положения Независимость судебной власти Единый суд для всех сословий Гласность судопроизводства Состязательность судопроизводства Право сторон и подсудимых на защиту суде Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов Несменяемость судей Обособление прокуратуры от суда Суд присяжных для обвиняемых преступлениях средней и большой тяжести В ходе реформы были созданы две ветви судов — мировые и общие. Если раньше крепостные крестьяне управлялись самими помещиками, дармовыми полицмейстерами, по выражению Павла что, кстати, во многом объясняет значительно меньшую численность бюрократии России по сравнению с другими странами, то теперь эту огромную армию свободных сельских обывателей необходимо было интегрировать государственную систему управления. Созданная еще при Екатерине система местного управления, установившая уездах дворянское сословное самоуправление дворянские собрания, не могла удовлетворить нужды управления возникшим ходе крестьянской реформы новым разносословным уездным населением. Принципиальным отличием этой реформы от всех предыдущих преобразований местного управления было создание всесословных надсословных органов местного самоуправления. По мнению современных исследователей, необходимость реформы местного самоуправления диктовалась также несовершенством старой системы сбора налогов, которая уже не могла отвечать новым условиям социальноэкономического и политического развития страны. Уездные земские собрания работали под председательством уездного предводителя дворянства, одновременно возглавлявшего уездное дворянское собрание. В ведении земств находилось большинство местных дел народное просвещение, здравоохранение, статистика, строительство дорог, благотворительные учреждения, страховое дело, ветеринарное дело, местные повинности, наем рекрутов и содержание полицейских учреждений. В то же время именно земской реформе наибольшей степени проявились двойственность и противоречивость внутренней политики самодержавной власти. Опасаясь, что земская деятельность настроит общество пользу представительного образа правления, что, как показано выше, имело под собой основания, правительство с самого начала стремилось удерживать деятельность земств рамках исключительно местных. Одновременно власть старалась ограничить самостоятельность и инициативу земств, подчинить их губернской бюрократии. Достаточно сказать, что гласных, избранных на должность председателя губернской управы, утверждал министр внутренних дел, а уездных губернатор. Эти великие для страны реформы связаны с именем императора Александра 17 29 апреля.

За отмену крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года Александр был удостоен особого эпитета русской дореволюционной историографии Освободиитель. Затем последовали Земская и судебная реформы 1864 год, военная реформа, технические реформы области вооружений, реформа образования и ряд других. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и первую очередь губернаторам. Примерно такой же состав сохранялся последующие 25 лет, при некотором увеличении уездных земствах роли купцов и кулаков, выделившихся из крестьян. Несмотря на то, что земства занимались решением вопросов местного управления, во всем, что касалось интересов крестьян, земства руководствовались интересами помещиков, контролировавших их деятельность. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались печати. Ковалевского указывалось, что во многих губерниях судебная реформа проводилась со значительными отклонениями от Судебных уставов. В частности, суды присяжных не избирались губерниях, городах и районах, где не было введено местное самоуправление на национальных окраинах, где население плохо говорило порусски а также Сибири и на Кавказе, ввиду их большой удаленности от столицы. Если отношении обычного гражданского и уголовного судопроизводства судебная реформа привела к положительным результатам, включая большую открытость и демократичность судебных процедур, то того же нельзя сказать о судопроизводстве отношении политических дел. В этой сфере эпоху Александра фактически происходил рост полицейского и судебного произвола. Например, следствие по делу 193 народников процесс 193х по делу хождения народ тянулось почти 5 лет с 1873 по 1878, и течение следствия они подвергались избиениям чего, например, при Николае не было ни по делу декабристов, ни по делу петрашевцев.

Несмотря на поражение некоторых выступлений по всей Европе прокатывается волна борьбы за устранение феодальных. Российской империи была осуществлена судебная реформа, основу которой были положены принципы отделения суда от администрации, равенства всех перед законом, публичности и состязательности судебного процесса, несменяемости судей и судебных следователей, суда присяжных заседателей. В результате реформы судебная система стала состоять из двух звеньев — из местных и общих судов. Рассматривали гражданские дела на иски не свыше 500 рублей уголовные дела, предусматривавшие арест до 3 месяцев или штраф до 300 рублей. Российской империи была осуществлена земская реформа, действие которой не распространялось на территорию Беларуси. Согласно ему, создавались губернские и уездные комитеты по делам земского хозяйства. Рабочие, неимущая интеллигенция и мелкие городские собственники выборах не участвовали. Что же касается реформы целом, то подготовка к ней началась значительно раньше, как упоминалось предыдущей главе, еще 30х годах столетия. На деле же идеи реформы пытались реализовать вплоть до начал Первой мировой войны течение почти 50 лет, но, как будет показано ниже, не во всем успешно. Основными звеньями общих судебных установлений были окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат. Каждое их отделений возглавлялось товарищем председателя данного окружного суда и специализировалось на рассмотрении гражданских или уголовных. Председатели и члены этих судов назначались императором по представлению министра юстиции, который, представляя к назначению кандидатов, должен был считаться с мнением общего собрания судей того суда, где предстояло работать назначаемому.

Были выделены категории преступлений, рассмотрение дел о которых ставилось под контроль представителей основных сословий. После этого из них сначала по жребию, а затем с соблюдением установленной законом судебной процедуры отбирались 12 основных и какоето количество обычно два запасных присяжных. Прежде всего, необходимо отметить, что впервые отделить суд от администрации попробовал Петр, именно при нем 1713 году губерниях появились должности судьи. В работе содержатся глав, так же присутствует введение как необходимая часть, заключение и список литературы. Дальнейшие изменения системы судоустройства произошли 1801 году, когда указом 9 сентября ликвидировались нижние земские суды, управы благочиния и нижние расправы, палаты суда и расправы переименовываются палаты уголовного и гражданского суда. Значительное внимание уголовному процессу было уделено Своде законов.

Окружные суды выступали роли второй инстанции по отношению к съездам мировых судей. Следовательно, интересы низших сословий рамках данной реформы не рассматривались. Несмотря на все минусы, земская реформа дала толчок регионам к саморазвитию, поэтому ее значение для России не стоит недооценивать. Поражение Крымской войне подтолкнуло самодержавие к проведению радикальных реформ, изменивших социальное и экономическое устройство России. Споры между помещиками и крестьянами разбирали мировые посредники, назначавшиеся Сенатом из дворян. Закон отводил губернатору место непосредственного начальника вверенной ему губернии. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы окружных судов, были присяжные заседатели. Несмотря на свой буржуазный радикализм, судебная реформа с самого начала несла на себе ряд пережитков прошлого. В судебном процессе господствовали инквизиционное начало и теория формальных доказательств. Так, некоторых районах страны она проводилась с учетом национальных особенностей, к тому же царская власть стремилась сосредоточить судебную власть руках людей русской национальности, что было невозможно данных регионах при установлении выборного начала мировых судей Белоруссия, Правобережная Украина 8 В других районах некоторые губернии Сибири судебная реформа вообще не проводилась или проводилась урезанном виде.

Судебная реформа была подвергнута коренному пересмотру ранее других реформ 60х годов, так как она стала мешать царской власти, поскольку именно эта реформа давала слишком много свободы. Важной частью этой реформы было кардинальное упрощение судоустройства. Этих судов относились незначительные споры имущественного характера и дела о малозначительных преступлениях либо о проступках например, неприставление подпор к ветхим заборам, появление безобразном от опьянения виде, травля собаками, неохранение пьяного хозяином питейного заведения. Процесс их внедрения натолкнулся на многочисленные непредвиденные препятствия. Разбирательство дел осуществлялось условиях ограниченной гласности, без состязательности сторон не допускались ни адвокаты, ни представители прокуратуры. Вышестоящими инстанциями по отношению к полковым судам были военноокружные суды. Они также проверяли обоснованность апелляционных жалоб на приговоры последних. Судопроизводство них не было главным и состязательным, приговоры обжалованию не подлежали и исполнялись не позже чем через трое суток. В ходе реформ Беларуси были существенно ограничены гражданские и имущественные права польского и еврейского населения.

При проведении судебной реформы мировые судьи белорусских губерниях не избирались, а назначались министром юстиции присяжные заседатели и поверенные появились судах только 1882 году. До 1866 года материалы собраний и управ печатались без предварительной цензуры, за исключением постановлений, нуждавшихся утверждении губернатора. Земские больницы были открыты для всех слоев крестьянства, до этого практически лишенного какой бы то ни было медицинской помощи. Стоит сосредоточить внимание на первом выступлении земства на политической арене, которое относится к концу 1870х годов. Вопреки законодательным запретам земства превратились очаги общественной деятельности либерального дворянства. Дореформенная система местного самоуправления отражала преимущественно интересы дворянскопомещичьего класса. История государственного управления и самоуправления России Учебное пособие. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась. Несколько лет шла подготовка новых законов, и 1 января 1864 года царь утвердил Положение о земских учреждениях. Чем была обусловлена необходимость проведения реформ разных сферах жизни России?. Городской голова одновременно являлся председателем как городской думы, так и городской управы. Случись такое, и явился бы на свет парламент, пусть слабый, значительной степени совещательный, и сбылась бы с опозданием на полвека мечта Сперанского самодержавие было бы хоть немного ограничено законодательным органом вспомним сходную по идее Булыгинскую думу, которая проектировалась летом 1905 года. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

Производство выборов члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений. Действие новых судебных уставов распространялось на 44 российские губернии. В целом по стране отрезки и прирезки приблизительно компенсировали друг друга. К нему относились народное образование, попечение о здравоохранении граждан, о продовольствии, содержании дорог, ветеринарии. Общая государственная роспись доходов и расходов стала ежегодно публиковаться во всеобщее сведение. В области образования при Александре был опубликован университетский устав. Толстого внедрила гуманитарных гимназиях классическую систему обучения. Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного управления. Лишив крестьян лучшей части их земельных наделов, оставив их, сущности, подчиненными помещикам, крестьянская реформа породила волну народных восстаний. Главные законы начала этой реформы Валуев представил императору феврале 1862 года. В предложенном комиссией проекте отмечалось Земские учреждения, имея характер местный и общественный, не могут входить ряд правительственных губернских или уездных инстанций, или иметь своем подчинении какиелибо из правительственных мест.

Стратегическое мышление и стратегическое Основная управленческая задача руководства фирмы при использовании Для этого первую очередь необходимо организовать стратегическое планирование. Необходимость спешной судебной реформы диктовалась экономикой страны, находившейся застое. Характеризуя экономическую и политическую сущность крестьянской реформы 1861 года Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства 1861 году, то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии буржуазную монархию. Она имела две ветви, две подсистемы, которые объединял высший судебный орган Сенат общие суды и мировые суды. Как правило, лишение прав состояния сопровождалось другими наказаниями каторжными работами, ссылкой, тюрьмой и назначало за тяжкие преступления. Кроме того, к ее подсудности были отнесены дела об особо опасных преступлениях государственных и должностных. Сами земства подразделялись на распорядительные земские собрания и исполнительные земские управы органы. Пленный теперь, если он не переходил на сторону врага, считался жертвой и получал денежную компенсацию за то время, что он провёл плену. Подписанное царем Положение о земских учреждениях отразило различные интересы дворянских группировок.

Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных не допускалась. Она приняла Городское положение, имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Для лиц, получивших среднее и высшее образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет до 6 месяцев. Все вышесказанное вызывает интерес к изучению судебной реформы 1864 года и определяет актуальность выбранной темы. В некоторых районах России судебная реформа вообще не проводилась отдельные губернии Сибири, некоторых проводилась урезанном виде без мировых судов и без окружных судов с присяжными. Демократические принципы организации и деятельности суда очень скоро пришли противоречие с царским режимом. Главная цель, которую преследовал мировой суд, это примирение сторон.

Мировой судья выступал нем и роли следователя, и единоличного вершителя дела, причем следствие и суд осуществлялись одновременно и, как правило, одно заседание. Тем, кто не мог оплатить его услуги пользовался правом бедности, назначался казенный защитник за государственный счет, а точнее за счет отчислений от доходов самих адвокатов, поступавших общую кассу Совета. Прокуратура объявлялась самостоятельной государственной структурой, независимой от губернской и прочей государственной администрации на местах. Не подлежали внесению списки присяжных заседателей 1 священнослужители и монашествующие, 2 все военные чины, состоящие действительной сухопутной или морской службе, 3 учителя народных школ, 4 лица, находящиеся услужении у частных. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства судопроизводство. А после процесса 193х, не удовлетворившись вынесенным по суду приговором, Александр административном порядке ужесточил судебный приговор вопреки всем ранее провозглашенным принципам судебной реформы. В стадии предания суду судья присутствии прокурора, дававшего заключение по делу, оценивал материалы предварительного расследования и разрешал вопрос, есть ли основания для суда над обвиняемым. На все постановления совета и его отделения, кроме предостережения или выговора, могли быть принесены жалобы судебную палату двухнедельный срок со времени объявления этих постановлений. Из положений Судебных установлений следует, что присяжные поверенные не были государственными служащими.

Председатель суда обязан был назначить защитника по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами от 10 до 17 лет, независимо от желания самих несовершеннолетних, их родителей или попечителей. Основным критерием при определении размера гонорара служила цена иска. Из полученных вознаграждений удерживался процент, отчисляемый на вознаграждение присяжных поверенных, назначаемых председателями судов для защиты подсудимых. Урок знакомит с предпосылками и целями проведения либеральных реформ Александра. К 1860м годам было очевидно, что старая система местного управления несостоятельна. Безучастие решение местных проблем населения пагубно сказывались на всех сторонах жизни уездов и губерний. В целом Судебная реформа 1864 года стала самой последовательной из преобразований Александра. Согласно его статьям право на организацию начальных школ помимо государства и церкви, получили органы местного самоуправления земства, городские советы, крестьянские общины. На основании решения присяжных заседателей выносился вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Более того, решения, принятые присяжными заседателями считались окончательными и обжалованию не подлежали кроме случаев нарушения процессуального законодательства или получения новых обстоятельств. По сути, съезд мировых судей выступал кассационной инстанцией первого уровня судебной системы. Программа правительства, изложенная рескрипте Александра от 20 ноября 1857 года виленскому генералгубернатору. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела.

Ещё одним пороком оброка была его градированность, когда первая десятина земли оценивалась дороже остальных. Это вынуждало крестьян покупать земли, а помещикам давало возможность выгодно сбывать неплодородные земли. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и первую очередь губернаторам. Не упрощало процесс судопроизводства и то, что существовало огромное количество различных правил и исключений из правил, которые приводили к путанице. Именно тот факт, что один процесс мог длиться десятилетиями и привел Александра 2 к мысли о необходимости срочно реформировать судебную систему. Новая судебная система поддерживала другие экономические и общественные преобразования Александра и позволяла России перейти на новый тип общества быстрее и эффективнее. Вместе с тем правительство не спешило с реализацией Земского положения на практике. Казалось, все необходимые подготовительные мероприятия были произведены, и оставалось лишь ввести документы действие.

Корф возражал против обособления отдельную курию городских собственников недвижимости и торговопромышленных предприятий. Милютин высказался против поземельного ценза земском избирательном праве. Нормы, содержащиеся этих документах, а также ведомственных инструкциях, составили основу земского избирательного права. Кроме того, избирательное право приобретали лица, владеющие уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее шести тысяч рублей. Среди законодательных актов эпохи Николая необходимо отметить Городовое положение СанктПетербурга, принятое 13 февраля 1846 года. Личное активное избирательное право приобретали мужчины, а женщины доверяли свой голос уполномоченным. В России именно всесословные учреждения должны были стать промежуточным звеном, способным обеспечить плавный и сравнительно безболезненный переход от жестко регламентированного сословного общества к гражданскому. Городская Дума избирала членов распорядительного органа городской управы и главное должностное лицо городского самоуправления городского голову. За месяц до выборов исправленные списки избирателей вновь публиковались губернских Ведомостях. Первое дворянское избирательное собрание выбирало 55 процентов всех уездных гласных, тогда как ранее первая курия давала до 50 процентов земцев.

При этом сокращение численности провинциального дворянства приводило к тому, что первом избирательном съезде выборы часто носили фиктивный характер. Например, 1913 году Симбирском уезде из 1149 избирателей второго собрания участвовали голосовании 22 человека. Важным элементом различных проектов земской реформы являлась идея о расширении сферы местного представительства путем создания волостного земства. Уже период отмены крепостного права правительство было поставлено перед проблемой организации новых властных структур, позволяющих изменившихся условиях осуществлять контроль многомиллионным сельским населением. Единственным значимым правовым документом области земского представительства стал Указ Николая Об отмене некоторых ограничений правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний от 5 октября 1906 года. Но даже таком виде проект мелкой земской единицы был обречен на неприятие правящей элитой.

Столыпиным был разработан проект введения земства так называемом Западном крае Витебская, Волынская, Киевская, Минская, Могилевская и Подольская губернии. Пазухин Алексей Дмитриевич 18451891 публицист, общественный деятель. В установленных законом случаях дела рассматривались окружных судах коллегиями составе трех профессиональных судей, профессиональными судьями с участием сословных представителей, профессиональными судьями с участием присяжных заседателей. Верхние сельские суды проверяли решения волостных судов, состояли изпредседателей всех волостных судов. Проверку законности и обоснованности приговоров и решений мировыхсудей должны были осуществлять съезды мировых судей. Уставустанавливает воспрепятствования подозреваемому уклоняться от следствия исуда меры пресечения отобрание вида на жительство, отдачу под особыйнадзор полиции, взятие залога, отдачу на поруки, домашний арест, взятие подстражу статья. Судебная реформа 1864 года России Всеобщий кризис российского общества середины века породил необходимость коренном преобразовании существующей государственной. К концу 70х годов была полностью обновлена материально техническая база армии гладкоствольные оружия заменялись нарезными, вводилась система стальной артиллерии, увеличивались конные резервы. Подготовка земской реформы 1864 года Освобождение помещичьих крестьян. Следствием оставления Севастополя и других неудач России Крымской войне стало обличение всей гнили существующей системы.

Они требовали отказаться от любого проявления принципа сословности новом законе, признать за крестьянамиобщинниками право на участие земских выборах составе курии уездных землевладельцев и предлагали назначать председателей земских собраний от правительства, не желая уступать председательские функции дворянским предводителям. В общем собрании Государственного совета, рассматривавшем проект реформы до самого конца. При разрешении возникших разногласий государь, большинстве случаев, отдал предпочтение либеральным мнениям, согласился с расширением круга полномочий земских учреждений. Правовое положение и поземельное устройство крестьян по реформе 1861 Отмена крепостного права. Ибо основная масса дворян не была заинтересована отмене крепостного права. Особенно российская промышленность ощутила на себе ее благотворное влияние, получив лице освобожденных крестьян неиссякаемый источник рабочей силы для промышленных предприятий.

В выборах участ вовали все плательщики городских налогов, начиная с 25летнего возрас та, разделенные на 3 разряда. Имущественный ценз ограничивал количество избирателей, участвовавших выборах. Избирательное право, введенное России реформами, ещё не было прямым, всеобщим и равным. Суще ствовали многочисленные льготы, связанные с семейным положением, освобождавшие от службы не призывались единственные сыновья, кор мильцы престарелых родителей. Законодательство судебной реформы и новые принципы судоуст ройства. Но России мировые судьи избирались земскими уездными и городскими органами самоуправления Земским собра нием и Городской думой и утверждались Сенатом. По этим делам мировые судьи, согласно Уставу о наказаниях, на лагаемых мировыми судьями, могли делать замечания, выговоры, денеж ные взыскания на сумму не свыше 300 рублей, арест до 3 месяцев и тю ремное заключение на срок не выше 1 года. Приговор съезда мировых судей считался окончатель ным и мог быть обжалован лишь кассационном порядке Сенате велось на простой бумаге и без вся ких пошлин, как и само производство, бывшее абсолютно бесплатным. Второй инстанцией был признан уездный съезд земских начальников, котором участвовали все члены окружного суда и городские судьи. Сенат располагался СанктПетербурге и при нимал жалобы сторон и протесты прокуроров на окончательные пригово ры. Она отделила судеб ные органы от административных и законодательных. Она сделала судеб ную сферу высокооплачиваемой и престижной, что продвинуло вперед не только судебную практику, но и науку юриспруденции.

Вве денная ею независимость судей ограничивала известным образом абсолют ную класть. Юридические науки Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Румянцев Вячеслав Алексеевич В статье проанализированы причины реформирования судебной системы, воспроизведен ход разработки основ нового судоустройства и судопроизводства, показана борьба между либеральными и консервативными лагерями, рассмотрены принципы судебной реформы 1864 года. Региональный аспект Текст научной работы на тему Некоторые вопросы подготовки судебной реформы 1864 года. Прежде всего отсутствовала прочная правовая база организации судебной системы и судопроизводства. Сперанским, результате которой судебное законодательство вошло во вторую книгу тома Свода законов Российской империи, но при этом, как писал. Попытки правительства бороться со взяточничеством не давали результатов, поскольку этот порок охватил весь государственный аппарат. В дореформенном суде господствовала розыскная следственная форма уголовного процесса, предполагавшая его осуществление глубокой тайне. Если судебную реформу нельзя было провести без раскрепощения крестьян, то и раскрепощение свою очередь требовало, по мнению самих помещиков, преобразования судебной системы хотя бы уже потому, что освобожденные крестьяне выходили изпод юрисдикции их бывших владельцев.

При этом разработчики реформы считались с российской действительностью и российскими судебными традициями и старались обосновать, что такие буржуазные институты, как суд присяжных или адвокатура, ни коей мере не подрывают основы самодержавия. Судебная реформа отделила судебные органы от административных и законодательных. Положение О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами собственность полевых угодий определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьянсобственников. Кандидаты городскую думу должны были отвечать возрастному цензу 25 лет и имущественному. В судопроизводстве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложены на полицейские органы. Назначение осуществлялось губернатором и подлежало утверждению министром внутренних. Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их численность стала сокращаться, и к. Одной из самых радикальных и последовательных реформ Александра стала судебная. Кандидатский стаж могли приобретать лишь достаточно состоятельные люди. Судебная реформа была следствием и так называемого кризиса верхов, осознания правящей верхушкой необходимости создания эффективного механизма защиты личности и собственности.

В 1803 году Сперанский предложил широкую программу усовершенствования судебной системы, получившую развитие во Введении к Уложению государственных законов 1809 года. Все проекты совместно обсуждались и принимались, после чего включались Соображения Государственной Канцелярии. Приговоры о внушениях, выговорах, замечаниях, штрафах до 15 рублей, арест до трех дней считались окончательными. Согласно состязательному процессу суд считался арбитром спорящих без права самостоятельного изыскания доказательств. На прокурора была возложена обязанность дачи заключения по рассматриваемому делу. В 1866 году было решено ввести действие реформу десяти губерниях СанктПетербургской, Московской, Новгородской, Псковской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тверской, Тульской, Ярославской, а остальных приступить к ней течение последующих четырех. Пален был уволен с должности с производством его действительные статские советники и оставлением членом Государственного Совета звании статссекретаря. Судебную контрреформу должна была подготовить комиссия для пересмотра законоположений по судебной части под председательством министра юстиции. Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов на право торговли, на содержание трактиров, постоялых дворов. Основаниями для рассмотрения дела мировом суде являлись жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи.

Исключение составляли приговоры, которые подлежали представлению на высочайшее усмотрение, то есть требовали утверждение царя это о лишении всех прав состояния или особенных прав и преимуществ отношении дворян, чиновников и лиц, имеющих определенные знаки отличия, пожалованные царем. Для малых городов Положением устанавливалось упрощенное управление сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту. Дворянство, бывшее главной опорой самодержавия, теряло монополию на власть. Именно тот факт, что один процесс мог длиться десятилетиями и привел Александра 2 к мысли о необходимости срочно реформировать судебную систему. В этом и заключается актуальность выбранной нами темы курсовой работы. Депутаты первого приглашения, представители от губернских комитетов, рассматривая недостатки административной системы, указывали и на отсутствие самостоятельной судебной власти. В них было представлено 448 замечаний, из которых 321 принадлежало чинами судебного ведомства. Мировой судья, по мнению составителей судебных уставов, должен был избираться из местных жителей, как лицо, хорошо знающее свой округ, заинтересованный поддержании общего порядка и спокойствия. Коротких это противоречие объяснялось отсутствием единой концепции мировой юстиции среди реформаторов судебной системы России. Присяжными заседателями не могли быть лица, состоящие под судом и следствием, слепые, глухие, умалишенные, домашняя прислуга, священнослужители, работники суда, чиновники полиции, военнослужащие, учителя. Каждый из кассационных департаментов сената состоял из определенного числа сенаторов, один из которых назначался первоприсутствующим.

Подлежала ликвидации губернская прокуратура, на смену ей должны были придти прокуроры судов. Замятниным, который был за постепенное введение судебных уставов как опыта столичных судебных округах. В первую очередь, восторженные отзывы общества нашли отражение на страницах периодической печати, активно обсуждавшей новые судебные учреждения и первые политические процессы. Интерес к Судебным уставам был настолько силен, что они активно обсуждались на светских вечерах. Свидетельством огромного общественного интереса к новым Судебным уставам. Отметим, что всплеск интереса общества к проблемам Судебной реформы. Это выразилось, например, создании юридических обществ, активизации юридических факультетов, стремлению молодежи избрать сферой своей деятельности судебную карьеру, появлении профессиональных периодических изданиях, проводимых правительством, затронувших и судебную сферу, когда происходит процесс свертывания ряда положений таких демократических институтов как суд присяжных, адвокатура, прекращается деятельность мирового суда, который был заменен институтом земских начальников. В своих работах авторы затрагивают и политическое противостояние государства и общества. За более чем пятьдесят лет выросло и адвокатское сословие, превратившись довольно мощную и крепкую самоуправляющуюся организацию, завоевав национальное и международное признание.

Несмотря на препятствия администрации и непоследовательность политики российского правительства, Судебные уставы. Первоначально земства создавались 34 губерниях и постепенно распространялись на всю Россию. Работа земств активизировало местное самоуправление и вскоре земства превратились очаги оппозиции правительству. Выборы Думу проводились на основании имущественного ценза, что обеспечивало господство думе дворян и буржуазии. Смена царствований совпала с острым проявлением стихийной и осознанной необходимости коренных преобразований, продиктованных внешними и внутренними обстоятельствами, с кризисом всей николаевской системы. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр сказал лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу. Необходимо было такое крупное потрясение, как Крымская война 18531856. При существовавшей тогда агротехнике это было намного меньше, чем необходимо, чтобы обеспечить прожиточный минимум. В первые годы положение крестьян фактически не изменилось, и лишь после перехода на выкуп они освободились от барщины и ряда других натуральных повинностей. В первую очередь потребовалось создать систему местного самоуправления. Судебная реформа занимает одно из центральных мест среди буржуазных реформ 6070х.

Они заложили основы всесословного, гласного, устного, состязательного и, как представлялось, независимого от влияния местной администрации суда. Независимость суда от администрации гарантировалась несменяемостью независимых судей. Тем не менее, новой судебной системе оставалось еще немало черт сословного суда. Так, сохранялись еще духовный суд по церковным делам и военные суды для военных. Это серия преобразований армии, начавшаяся с реорганизации военного управления и военноучебных заведений и завершившаяся введением новой системы комплектования армии через всесословную воинскую повинность. Материальное обеспечение школ лежало на учредителях, а руководство учебной частью возлагалось на организуемые уездные и губернские училищные советы. Начало высшему женскому образованию России было положено на рубеже 60 70х годов. По сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, характерная для капиталистических стран сформировались новые социальные слои населения пролетариат и промышленная буржуазия.

Идея о необходимости реформировать судебную систему возникла задолго до самой реформы, 40х годах и принадлежала она графа Блудову. Все участники процесса теперь имели равные права и могли выступать суде с доказательствами и речами, а также на равных участвовать дискуссия. В армии появились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военноучебных заведений были созданы военные и юнкерские училища. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность мужского населения по достижении 21 года. Суд присяжных не смогли внедрить на большей части территории Российской империи он действовал только центральных губерниях.

Земская судебная реформа 1864 года
Портал знаний для студентов и абитуриентов — Zippingington
555
Просмотров: 5