Административные методы управление природопользованием

От вида объекта правоотношения зависит содержание экологического правоотношения те права и обязанности, которые возникают у субъектов правоотношений по использованию и охране объектов окружающей среды. Среди них наиболее широко распространены административноправовые, организационные, социальнопсихологические и экономические методы управления. С одной стороны, отсутствие действенных экономических рычагов и стимулов приводило к тому, что предприятия не были заинтересованы обеспечении комплексного и рационального использования природных ресурсов и предупреждении загрязнения окружающей среды. В такой обстановке только административное управление позволяло без применения жестких экономических санкций которые попросту разорили бы предприятие какойто мере сдерживать экологокатострофические ситуации. Помимо экологических стандартов нормативов, административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов, мер административного воздействия на виновников загрязнения запреты, ограничения, лицензии. Так, прямые запреты на производство продукции или использование первичных ресурсов применяются, когда их прекращение становится жизненно необходимым. Иногда введение лимитов предшествует полному запрету, как случае с производством озоноразрушающих веществ. Мировое сообщество приняло решение поэтапно отказаться от их применения. Специальные лицензии документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами управления природопользованием, дают право на пользование одним видом природного ресурса установленном месте и на определенных условиях. Это лицензии на пользование ресурсами недр, водопользование, лесопользование, землепользование разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, отстрел охотничьих животных и вылов рыбы. Посредством экономических методов экологической сфере реализуются меры поощрительного, запретительного и компенсационного порядка. Подробнее вопросы экономического стимулирования рационального природопользования будут рассмотрены отдельной теме.

Принцип гласности является право каждого проживающего на территории России на достоверную информацию состоянии окружающей среды. Для данного метода характерно преобладание запретительных, предупредительных, управомочивающих норм. Причиной этого является то обстоятельство, что взаимодействие может происходить условиях динамичности и обособления, усиления отдельных факторов, вследствие чего трудно прогнозировать ожидаемые соединения. Таким образом, возникает необходимость формировании совокупности различных методов, арсенала средств, обеспечивающих достижение целей управления. Методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. В соответствии с направлениями мотивации, видами отношений и формами воздействия методы управления условно подразделяются на три укрупненных класса Организационноадминистративные Экономические Социальнопсихологические. Экономические инвестиционные ограничения увеличение объема денежных средств, выделяемых природноэксплуатирующие народнохозяйственные комплексы и отрасли рост капитальных вложений для разработки капитальных новых ресурсов или усиления эксплуатации имеющихся увеличение диспропорции между выходом продукции и затрачиваемыми средствами снижение эффективности использования природных ресурсов.

Освещение средствах массовой информации, открытых статистических сборниках и других изданиях сведений характере воздействия на окружающую среду тех или иных субъектов хозяйствования формирует репутацию фирмы глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой. В условиях рыночной конкуренции открытая информация хозяйственной деятельности природопользователей и ее экологических последствиях является мощным рычагом воздействия на управляемые объекты, которую подписали и ратифицировали многие государства постсоветского пространства, обязывает нас активнее внедрять экологическую практику информационные методы управления. Центральное место административном регулировании принадлежит системе экологических стандартов. Экономические методы управления предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики. Только такое сочетание экономических и административных методов управления, исключающее прежнюю сверхрегламентацию природоохранной деятельности, позволит создать действенный. Принципиально важным является то, что проблемы охраны окружающей среды и рационализации природопользования, имея междисциплинарный характер и затрагивая интересы не только ныне живущих, но и будущих поколений людей, предполагают применение экономических инструментов во взаимосвязи с государственными и социальнополитическими методами.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства. Управление данной сфере выступает как средство формирования реальных общественных экологоправовых отношений. Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется рамках исполнительной власти государства. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь рамках государственного управления. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований подготовке экологически значимых хозяйственных решений рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль. Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих ее систему, масштабами и видами воздействий на природу. Управление природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций, то есть видов деятельности, воздействующих на экологоэкономические отношения. Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются следующие функции нормотворчество и законодательная инициатива области охраны окружающей среды и природопользования разрешение споров праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства.

Введение В условиях устойчивого экономического развития большое значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством. Цели и задачи экополитики устанавливаются на глобальном и национальном уровнях. Создание институциональной инфраструктуры для обеспечения управления сфере природопользованием. Государственное управление природопользованием осуществляют законодательная представительная, исполнительная и судебная власти Государственное управление природопользованием это деятельность аппарата государства и всех его подразделений по практическому осуществлению целей и задач, связанных с охраной окружающей среды, а также организационная работа по обеспечению эффективного функционирования всех сфер общественной жизни области экологии на основе организационноправовых норм. Формами государственного управления являются Акты управления нормативные, индивидуальные, директивные Административные соглашения Материальнотехнические действия. Мягкое управление это воздействие на окружающую природную среду через естественные механизмы саморегуляции способности природной системы к восстановлению своих свойств после антропогенного вмешательства например, выборочная рубка, сохраняющая лес как биоценоз. Управление природопользованием подразделяется на командноадминистративное управление и экономическое. В этих рамках осуществляется создание посреднических фирм, банков и бирж Управление природопользованием представляет собой воздействие на сплошную систему взаимосвязей между обществом и природной средой с целью упорядочения, организации удовлетворения потребностей природных ресурсах, свойствах, качествах объектов природы при одновременном сохранении и возможном приумножении. Имеется виду способность воздействия общества вызвать глобальные изменения качественных и количественных характеристиках баланса веществ, энергия природе, как планетарном аспекте, так и локально парниковый эффект, озонные дыры, исчезновение или возникновение огромных участков пустынь, степей, перемещение огромных масс воды и их локализация во времени и пространстве виде хранилищ и водных поверхностей. Но так как условиях нарушения темпов и пропорций этом масштабе возмещения и возможностями саморегулирования природной среды уже наметились тенденции деградации природной среды, то очевидно, что управление воздействием на природную среду должно переходить на следующую ступень от ограничения воздействия к рациональному преобразованию, рациональному приспособлению человеческой деятельности к особенностям природной среды.

Природные ресурсы и объекты не совпадают с исторически сложившимися административно хозяйственно обособленными территориями и не совпадают с их границами например, на территории крупного регионального хозяйственного комплекса могут функционировать несколько целостных объектов природы отдельны водные объекты, отдельные лесные массивы или же они распространяются по территориям нескольких региональных хозяйственных комплексов. Природные ресурсы и объекты отличие от продуктов труда, не созданы человеческим трудом, они не могут быть полностью присвоены отдельной личностью, группой лиц, коллективом, это достояние, благо, богатство всего человечества. Заинтересованность и обязательную ответственность материальную, моральную, административную, уголовную за выполнение законодательной основы природопользования на всех уровнях управления регион, республика, государство, международные соглашения. Даже этом случае нельзя окончательно утверждать об абсолютном праве отдельных людей распоряжаться этой продукцией, так как продукция природопользования стала продукцией, товаром меру приложения труда к естественному телу, силе, веществу, энергии природы или меру затраченного труда объекты природы оказывают услуги процессе воспроизводства главной производительной силы, развитии, формировании личности, и эти услуги невозможно присвоить кемлибо. К управлению природопользованием относятся все ветви власти представительная законодательная, исполнительная и судебная. Данные методы контроля играют особенно важную роль на начальной стадии переходного периода к рыночным отношениям.

В задачи государственного контроля входят организация метрологического контроля и выдача разрешений на осуществление такого контроля аналитическими лабораториями министерств и ведомств, аттестаций лабораторного оборудования и методик измерений, контроль за выполнением межреспубликанских договоров и соглашений. Основными законодательными по охране природы нашей стране являются Закон Об охране окружающей природной среды. Образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников экологическое страхование механизм стимулирования охраны окружающей среды, функционирующий за счет установления налоговых льгот применения поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию применения льготного кредитования. Информационное обеспечение — ключевой элемент экологических программ, без которых не могут быть сформированы все другие их блоки. Минимизация затрат, которые могут достигать значительных сумм, обеспечивается, если к изучению территории и субъектов хозяйственной деятельности подходить с системных позиций, несмотря на всю соблазнительность предлагаемых программ исследования отдельно взятых вопросов. Решение постановке исследований должно приниматься только контексте общих требований и запросов системы управления природопользованием. Однако переходный период существенно изменится подход к получению этой информации. Для этой цели на предприятиях стали создаваться специальные службы, ответственные за. Под методами управления понимаются способы государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых.

В то же время, его отношение к экологическому ущербу окружающей природной среде абсолютно иное. Жизненный цикл включает все стадии производства от добычи и подготовки сырья до транспортировки продукции к потребителю, ее последующего использования, ремонта, повторного использования, переработки, рекуперации и конечной утилизации. Три нижних блока отражают пути управления природопользованием с целью решения возникающих проблем. В связи с тенденциями регионализации управления природопользованием и освобождения центральных органов от опеки над региональными образованиями национальные правительства развитых стран получают возможность уделять больше внимания международным аспектам экологической проблемы. На этих регламентациях должны базироваться экономический механизм управления природопользованием и экологическая экспертиза. Существующая настоящее время отрасли система управления охраной окружающей среды.

Они представляют собой, по сути дела, системообразующий фактор, увязывающий одно целое разнообразные проявления биологической жизни на территории. Второй документ это проект концепции государственной политики сфере изучения, использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, который был одобрен Правительством Российской Федерации июль. Лицензирование является важной частью государственного механизма управления экономикой и эффективным инструментом реализации административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Под этот принцип подводилась соответствующая нормативноправовая и методическая база, а также решались вопросы управления качеством окружающей среды и осуществления контроля. Эго связано, прежде всего, с обособленностью различных кадастров, не дающей возможности комплексной оценки природноресурсного потенциала. Ее цель состоит определении экологической обоснованности, эффективности и достаточности намечаемых и принимаемых мер по обеспечению экологической безопасности экспертируемого объекта для окружающей среды, а также персонала этого объекта и установление конечном счете соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допустимости этой деятельности. Разработка экологоправового механизма, а тем более включающего себя различного рода расчетные методики, требует практической апробации. Большого значения управлении природопользованием настоящее время они не имеют. Заключение общественной экспертизы приобретает силу закона после утверждения его Минприроды России.

Экологический контроль — это система мер по надзору за состоянием окружающей природной среды. Таким образом, суммарная альфаактивность трансурановых элементов к. Организационные методы обеспечивают распределение функций сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля. Общесистемные функции административного управления включают следующие виды деятельности планирование, том числе формирование целей, задач, определение необходимых ресурсов для их выполнения материальных, финансовых, кадровых, формирование приоритетов, прогнозирование результатов проведение организационных мероприятий с выполнением детальной классификации предстоящих работ подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации с учетом новых задач и выдвигаемых требований технологическое и санитарногигиеническое нормирование хозяйственной деятельности, нормирование качества выпускаемой продукции и окружающей среды выполнение контрольных и учетных функций, лицензирование различных видов природопользования, осуществление мониторинга окружающей среды, разработку экологических правил, нормативноправовых актов. Переход нашей страны к социально ориентированной рыночной экономике требует безусловного соблюдения единых норм и правил, выработанных международным сообществом. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования экологической сферы. Именно такой подход к проблемам природопользования обеспечивается территориальным принципом управления, который реализуется нашей стране следующим образом прил. Президент сам или через создаваемые им властные структуры контролирует соблюдение природоохранного законодательства местными органами управления и самоуправления, а также подведомственными органами. Одна из существенных особенностей разработки плана природопользования состоит том, что объектом планирования выступают не только социальноэкономические, но и природные явления и процессы. Координация мер экологического регулирования на глобальном уровне также способствует соблюдению принципа приоритетности международных экологических соглашений над национальным законодательством. Экологический мониторинг представляет собой определенную систему наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей природной среды и ее ресурсов, служащую информационному обеспечению процесса подготовки и принятия управленческих решений. Система стандартов и нормативов, применяемых для охраны окружающей среды и рационального природопользования, представляет собой комплекс взаимоувязанных ограничений и требований к качеству окружающей природной среды, а также требований к производственнотехнологическим и организационноуправленческим процессам, производимой продукции и услугам, посредством которых гарантируются экологическая безопасность населения и производства, обеспечивается сохранение генетического фонда, а также рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов условиях устойчивого развития экономики. Стандарты воздействия на окружающую среду эмиссионные стандарты определяются на основе. С учетом глобализации экономики актуальной задачей является приведение соответствие национальных норм и требований с международнопризнанными нормами, решение которой странах, проводящих рыночные реформы, осуществляется поэтапно.

Предприятиями, реализующими активную экологическую политику, также практикуется разработка перспективных и оперативных экологических программ. При ведомствах действуют общественные советы, которые входят ученые, общественные деятели, представители местных органов управления, руководители предприятий. При таком сценарии развития Казахстан обречен на все большее отставание от передовых стран. За последние годы Казахстане произошли коренные перестройки структуре управленческого природоохранного аппарата. Особенно это относится к такой ее неординарной сфере, как природопользование, где диапазон государственного воздействия может быть весьма широким — от прямого административного принуждения до формирования институциональных условии рыночного саморегулирования тех или иных областей природопользования. Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса эмиссионные стандарты регламентируют уровень выбросов сбросов из данного точечного источника трубы после применения очистного оборудования. В Германии, например, существуют весьма жесткие нормативы выбросов для котлов, работающих на органическом топливе. Однако успешное применение стоимостных механизмов возможно лишь при четко регламентируемой системе государственных стандартов, разработка и реализация которых осуществляется административными методами, директивно ограничивающими нерациональное природопользование посредством нормативноправового механизма. Министерство по чрезвычайным ситуациям решает задачи, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, радиоактивного загрязнения и последствий, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и катастрофами. Министерство лесного хозяйства контролирует состояние, использование, воспроизводство и охрану лесов, осуществляет их государственный учет, ведет государственный лесной кадастр. Министерство внутренних дел обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, оказывает иное содействие природоохранным органам при осуществлении государственного контроля области охраны окружающей среды. Управление делами президента осуществляет руководство природоохранной деятельностью на территории национальных парков и заповедников.

Сами законы со временем утратили силу, однако положение частной собственности на землю сохранилось Кодексе земле. Однако рыночные преобразования экономике диктуют необходимость разработки новых правовых норм, обеспечивающих соблюдение экологических требований при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности. В области природопользования наиболее распространенными являются меры административной ответственности К физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности, применяются административные взыскания предупреждения штрафы лишение права заниматься определенной деятельностью, на осуществление которой требуется специальное разрешение лицензия лишение специального права например, права охоты конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения, или средств совершения административного правонарушения например, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных. В главе 15 Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования приведен подробный перечень нарушения нормативных правовых актов области охраны окружающей среды, требований экологической безопасности, порядка реализации проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий порядка использования земель требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов и их охране правил лесопользования, лесоразведения, воспроизводства правил заготовки, сбора или закупки грибов, дикорастущих растений или их частей требований по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений или мест их обитания и произрастания правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных правил охоты требований пожарной безопасности лесах или на торфяниках порядка использования охранных зон станций, постов и других гидрометеорологических объектов государственной сети наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением правил водопользования, эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств. Высший надзор за исполнением природоохранного законодательства осуществляет экологическая прокуратура, созданная. По форме ведения мониторинг подразделяется на фоновый и импактный локальный и мониторинг. Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду. Совокупный предотвращенный экономический ущерб и возможности его определения. Для обоснования структуры и объёмов капитальных вложений определяют показатели общей экономической эффективности природоохранных затрат или экономич.

Субъектом административноправовой ответственности за нарушение природоохранного законодательства могут быть как граждане, так и должностные лица, не выполняющие или недобросовестно выполняющие свои обязанности по охране окружающей среды. Для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие экологических систем, необходимо определять, исходя из емкости среды, предельно допустимые нагрузки на окружающую среду. Объектами экологической экспертизы являются проектные документы на строительство хозяйственных объектов фабрик, заводов, шахт, дорог, мостов и др, проектные документы на реконструкцию этих объектов, проекты стандартов и нормативов, новая техника, технологии, вещества, сырье. Проведение государственной экологической экспертизы проектных материалов на предмет гарантированного выполнения требований природоохранного законодательства, нормативов и стандартов, недопущения реализации проектов с необратимыми последствиями для окружающей среды и социальноэкономического развития. Во вводной части содержатся сведения материалах, представленных на экологическую экспертизу, об организации, которая их разработала, сведения заказчике, органе, утверждающем эти материалы. Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которым оно адресовано. Срок их действия России среднем составляет настоящее время от одного года до трех лет зависимости от вида природопользования. Значительную роль организации контроля за состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов выполняют общественные организации и объединения Белорусское общество охраны природы, Белорусское общество охотников и рыболовов, Белорусское молодежное движение Белая Русь, Белорусский социальноэкологический союз, Белорусская экологическая партия зеленых. Разработка мероприятий по охране окружающей среды и рационализации ресурсопотребления, финансирование этих мероприятий осуществляется теми же министерствами и ведомствами.

Определенные природоохранные функции выполняет и отдел техники безопасности осуществляет проверку работы вентиляционных, санитарнотехнических систем. Важным шагом обеспечении правовой защиты природы республике явился Закон Об охране окружающей среды Республике Беларусь. Но за прошедшие с момента принятия данного закона годы многие его положения устарели, поэтому 17 июля. Новым, рыночным законом, создавшим юридические предпосылки для развития всех форм собственности и хозяйствования на земле, рационального ее использования и охраны, явился закон О праве собственности на землю 1993. Экономический механизм природопользования состояние и перспективы. В управлении природопользованием используют различные методы воз действия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны.

В период дифференциации управленческих функций и усложнения управленческого труда возник новый класс задач организационноуправленческого и экономикоорганизационного характера, решением которых целях оптимального функционирования организованных экологоэкономических систем является комплекс научных методов исследования операций и средств вычислительной техники. Новые научные методы прогнозирования, программноцелевое планирование и мощная вычислительная техника позволили принципиально поновому решать вопросы автоматизации управленческого труда, выполнять комплексный системностатистический анализ техникоэкономической и экологоэкономической информации и выбирать оптимальные режимы работы органов. Для управления охраной природы и обеспечения рационального исполь зования природных ресурсов образованны соответствующие ведомства, на которые возложено решение следующих задач разработка и проведение единой научнотехнической политики области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, координация деятельности этой области государственный контроль за использованием и охранной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экологической зоны, а также всех полезных ископаемых подготовка и представление правительству предложений и рекомендаций для включения их Государственную программу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение принятой программы разработка предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, утверждение экономических нормативов, правил, стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил республик и отраслей народного хозяйства, контроль за соблюдением экологических норм при раз работке новой техники и технологии, материалов и веществ, а также проек тов на строительство и реконструкцию предприятий, оказывающих воздейст вие на состояние окружающей среды и природных ресурсов совместно с территориальными органами управления выдача разрешений на захоронение и складирование промышленных и бытовых отходов, на выбросы вредных веществ окружающую среду, водопользование и потребление атмосферного воздуха, предоставление недр пользование для проведения геологоразведочных работ, утверждение расчетной лесосеки и осуществление контроля за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности руководство заповедниками и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства, а также ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги распространение знаний природе среди широких слоев населения, воспитание граждан духе бережного отношения и любви к природе планирование и осуществление сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями. Системностатистический подход позволяет решать проблему повышения достоверности передачи и переработки информа ции, открывает перспективы оптимизации таких важных пара метров сложной системы, как помехоустойчивость и надеж ность, распределение информационной избыточности при пере даче и переработке информации. Вовлекаемое процесс управления новое лицо не только участвует переработке ин формации, но и само становится ее источником, следовательно, возникает еще одно недостаточно надежное звено цепи сбора, обработки и передачи техникоэкономической информации. При комплексном системностатистическом исследовании особенно важен учет специфики региональных систем охраны при синтезе их управления, таких, как 1 выбор критериев оптимальности и адекватности экономи коматематической модели, используемой для целей научного прогнозирования и оптимального планирования режимов рабо ты исследуемого объекта, оценки качества решений, принимае мых процессе автоматизированного управления 2 формирование методологии решения комплексных задач управления. Экономические и административные механизмы управления природопользованием. Экологическая политика Республике Беларусь направлена на постоянное улучшение качества жизни и условий труда жителей страны, рациональное использование и охрану ее природных ресурсов, разработку и внедрение практику правовых и экономических основ природопользования. Эффективная реализация экологической политики основывается, прежде всего, на совершенствовании законодательства сфере охраны природы, внедрении экономических методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды, созданием целостной системы финансирования природоохранных мероприятий. Осуществляется строительство аналогичных заводов Могилеве, Новополоцке и Барановичах.

Должностные лица Минприроды и его органов соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право приостанавливать деятельность предприятий и производств, если они не соответствуют нормам экологической безопасности, налагать административные взыскания на граждан и должностных лиц за нарушение природоохранного законодательства, предъявлять юридическим или физическим лицам иски за нанесенный ущерб. За превышение лимитов выбросов, сбросов и размещения отходов, а также вред, нанесенный окружающей среде, предъявлены санкции на общую сумму 27, 69 млрд рублей. При этом одна из основных задач этого направления деятельности заключается упорядочении нормативной правовой базы, создании полноценного банка данных природоохранного законодательства, разработке полного пакета методик расчета ущерба, наносимого окружающей среде, и подготовке целого ряда нормативных документов для исполнения Кодекса недрах, Водного кодекса и ряда других законов. В рамках сотрудничества с Министерством окружающей среды Литовской Республики подготовлен к подписанию Технический протокол сотрудничестве области мониторинга и обмена информацией состоянии трансграничных вод, который одобрен литовской стороной. В рамках проведения Дней экономики и культуры Беларуси Австрии октябре. При таком сценарии развития Беларусь обречена на все большее отставание от передовых стран. Не достаточна информационная база по вопросам экологии, а также не внедряется мировой экологический опыт области распоряжения природными ресурсами и природопользования. Понятие экологическая безопасность очень емкое. Экономические методы воздействия основаны на использовании материальных экономических, денежных интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Очевидно, не всякое природопользование по тем или иным причинам является экологопользованием.

Одновременно, очевидно, следует бороться с отсталостью сфере хранения произведенного продовольствия и сфере перерабатывающей промышленности. Элементы экономического механизма управления экологической безопасностью и обеспечения экологической безопасности России стали развиваться с 60х годов двадцатого столетия. Что здесь имеется виду под термином управление?. Комплексные природоохранные органы выполняют все экологические задачи или отдельные блоки задач, отраслевые занимаются своей отраслью например, лесным хозяйством, функциональные отвечают за отдельные функции например, мониторинг состояния окружающей природной среды. Государственный Комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике разрабатывает экологические требования при капитальном строительстве Компетенция органов местного самоуправления по охране окружающей среды отражена их уставах. Поскольку все организации и предприятия, все жители городов и деревень находятся и действуют природной среде, то объектами управления являются все юридические и физические лица на территории нашей страны. Ни один природный ресурс недра, земля, леса, реки не может предоставляться кому бы то ни было пользование бесплатно. Он означал, что колхозам, государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам земля и другие природные ресурсы предоставлялась государством бесплатное и бессрочное пользование. В основе принципа платности лежит экономическая стоимостная оценка природных ресурсов. Законодательное установление принципа научной обоснованности природопользования, к сожалению, недостаточно для его реального воплощения жизнь. Оно во многом зависит как от исполнительской дисциплины аппарата государственного и муниципального управления, так и от степени развития экологической науки, а также и от экономической стабильности стране. Нет проблем с выполнением экологических требований тогда, когда их выполнять выгодно. Региональный уровень включает крупные географические, экономические зоны, иногда территории нескольких государств.

Создание медиальных условий среды повышает продуктивность угодий и создаёт них благоприятную общегигиеническую обстановку. Прежде чем приступать к любому преобразованию природы, необходимо провести тщательный предварительный анализ его последствий. Для каждого предприятия выбросы не должны превышать таких величин, при которых на всей территории, подверженной воздействию, соблюдаются нормативы. Можно привязку делать к эталонной технологии, но тогда она должна быть экономически доступна. В том числе косвенный налог на конечную продукцию, дифференциация налогов, налог на углерод на энергоносители с одержанием углерода. Финансовые потоки платежей формируются из двух составных частей природопользования. К сожалению, современное состояние природопользования большинстве случаев может быть охарактеризовано как нерациональное, ведущее к истощению вплоть до исчезновения природных ресурсов, даже восстановимых нарушению экологического равновесия природных систем загрязнению окружающей среды. Чтобы уменьшить сопротивление природы и соответственно затраты энергии на его преодоление, необходимо максимально использовать возможности мягкого управления, сочетая его некоторых случаях с жестким. В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса, виновный может быть подвергнут уголовному наказанию виде лишения свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества.

Большинство этих веществ являются ценным сырьем сера, пыль цветных металлов и и могут быть использованы производстве продукции, способствуя тем самым получению дополнительной прибыли. Например, перелов рыбы или переруб древесины сильнее всего скажутся на экономике отрасли будущем, а текущем году могут дать даже прирост прибыли. Отметим только, что как чистое администрирование, не связанное с материальной заинтересованностью, не может заставить предприятия постоянно и эффективно заниматься природоохранной, так и одни только экономические методы, не подкрепленные прямым принуждением наиболее важных экологических вопросах, тоже не всегда обеспечивают нужный качественный уровень и сроки проведения природоохранной деятельности, тем более что некоторые административные и экономические методы переплетаются друг с другом. Такая безответственность вела к нерациональному расходованию природных ресурсов. В начале 90х годов была введена платность природопользования, включающая плату за практически все природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды, размещение ней отходов производства и за другие виды воздействия. Источниками финансирования могут быть бюджетные средства, собственные средства предприятий себестоимость продукции или прибыль, банковские кредиты и различные экологические фонды. Законодательное руководство сфере природопользования, как и любой другой, осуществлялось Верховным Советом с. На всех этапах развития человеческого общества мы можем видеть проявление власти разнообразных группах людей, объединенных какимилибо интересами.

Эта группа факторов определяет общие, объективно обусловленные направления изменений взаимодействий общества и природы, общую динамику развития природопользования и управления. Изменялось как количество органов исполнительной власти области охраны окружающей среды, так и их полномочия. Федеральная служба по надзору сфере экологии и природопользования преобразована Федеральную службу по надзору сфере природопользования Росприроднадзор, а функции сфере экологического надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. В соответствии с Федеральным законом Правительстве Российской Федерации оно осуществляет координацию работы органов государственного управления по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ. Министерство природных ресурсов Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений за исключением судоходных гидротехнических сооружений и обеспечение их безопасности охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания и обращение с отходами производства и потребления за исключением радиоактивных к совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Согласно приказу, расформирован Департамент науки, имущества и информатики. Росприроднадзор осуществляет государственное управление области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору сфере природопользования уполномоченным государственным органом области экологической экспертизы установленной сфере деятельности федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль области охраны окружающей среды государственный экологический контроль установленной сфере деятельности. В полномочия региональных управлений Росприроднадзора дополнительно включены функции контроля за исполнением органами власти субъекта переданных им полномочий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора осуществления контроля за исполнением субъектом федерации переданных полномочий по организации государственного лесного контроля и ряда функций соответствии с Водным кодексом России.

Агентство осуществляет ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами и государственного водного кадастра, Российского регистра гидротехнических сооружений управление водным фондом планирование рационального использования водных объектов, а также другие функции, указанные Положении нем, утвержденном Постановлением Правительства от 16 июня. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы или подведомственные организации. Управление сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды Попов. Структуру органов управления области охраны окружающей среды и природопользования можно признать несовершенной. Процесс природопользования, то есть использования обществом целом природы целом также целостен. Урожай подсолнечника и гречихи во многом зависит от количества насекомыхопылителей пчёл и шмелей.

Наиболее значимо нашей стране государственное экологическое управление 1 Государственное управление сфере охраны окружающей среды означает реализацию всеми уполномоченными на то органами и лицами рамках своей компетенции экологической политики, которая осуществляется соответствии с действующим законодательством, концепциями и стратегиями, принятыми установленном порядке. Данные принципы закреплены действующим законодательством и могут быть реализованы жизнь только при наличии системы муниципальных органов управления, форм и способов их деятельности, реализуемых определенных законом функциях. В их состав входят Госкомэкологии Рф, Министерство природных ресурсов Русской Федерации, Госкомсанэпиднадзор и Госкомгидромет. В собственной деятельности муниципальные природоохранные органы руководствуются Конституцией Русской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Русской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Русской Федерации, а так же международными договорами Русской Федерации. Муниципальный комитет Русской Федерации по охране среды Госкомэкология Рф является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной базе межотраслевую координацию и функциональное регулирование сфере охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения био контраста, также осуществляющим муниципальный экологический контроль и муниципальную экологическую экспертизу. Совместно с тем, государственное управление, основанное на бассейновом принципе, смешивается с федеральными и административнотерриториальными интересами охраны и использования аква биоресурсов. Федеральная служба лесного хозяйства Рф Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие особые функции области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства. С учетом всеохватывающего нрава самих природных объектов, нахождения их целостной экосистеме, планирование должно отражать это свойство, а так же необратимые процессы размещения производственных сил, потому планирование оптимального природопользования осуществляется форме всеохватывающих мотивированных программ.

Кроме распределительноперераспределительных функций законом предусмотрены функции отнесения тех либо других природных объектов к категориям, видам и группам, что изменяет правовой статус данных объектов. Функция воспроизводства природных объектов вытекает из конституционных прав людей. От того, на сколько хорошо и верно будет скооперировано это взаимодействие либо стыковка этих систем, зависит обеспечение гармонического функционирования экономического и экологического развития всех сфер людской жизни. Законодательство же строится согласовании с Гос политикой той либо другой области. Установление норм максимально допустимого воздействия и антропогенной нагрузки на. Включение положений об охране среды хозяйственное, налоговое, таможенное законодательство, банковское дело, законоположение приватизации, об зарубежных инвестициях, землепользовании и региональном развитии. Хотя чисто снаружи по воздействию на предприятие налоги и платежи эквивалентны, нужно все таки провести грань меж этими 2мя инструментами. Юзер этого ресурса платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, электроэнергию.

В критериях рынка, без экономического стимулирования оптимального природопользования тяжело рассчитывать, на сколько нибудь твердую экологическую политику. Аудиторная нагрузка 60 часов, из них лекционных 6 часов, самостоятельная работа студентов 120 часов. Целями освоения дисциплины являются накопление у слушателей теоретических знаний области природопользования изучение основных факторов, обеспечивающих рациональное и экологически безопасное использование природных ресурсов формирование у слушателей знаний методах и системе государственного регулирования области природопользования и охраны окружающей среды знакомство с методологическими подходами и направлениями оптимизации управления природопользованием приобретение навыков принятия управленческих решений, связанных с использованием природных ресурсов. Основные функции и полномочия государственных органов сфере природопользования. Образовательные технологии Наряду с классическими технологиями обучения лекции, семинары и самостоятельная подготовка студентов преподаватели применяют другие методы, включающие лекции с применением мультимедийных средств, облегчающих понимание темы или вопроса. Так, при чтении лекционного курса используются презентации, интерактивная доска и демонстрация научных и научнопопулярных фильмов, иллюстрирующих различные аспекты экологических и социальноэкономических проблем, способствующих более глубокому пониманию сути концепции устойчивого развития часть лекционного материала и материалов семинарских занятий доступны через сеть Интернет, режим доступа к которым сообщается преподавателем подобное самостоятельное обучение развивает способности к поиску и отбору студентом требуемой информации сети Интернет самостоятельная работа студентов предполагает выполнение индивидуальных заданий форме подготовки реферата.

Перспективы совершенствования системы кадастров и мониторингового наблюдения за состоянием и использованием природного капитала для принятия управленческих решений по обеспечению рационального природопользования. Конфликты природопользовании и проблемы создания особо охраняемых природных территорий. Что такое окружающая среда?. Что такое охрана окружающей среды?. Требования области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки. Назовите случаи использования водного объекта, когда не требуется заключение договора водопользования или принятие решения предоставлении водного объекта пользование. Значение учета социального и экологического факторов экономической оценке природных ресурсов.

Какие формы собственности на природные ресурсы существуют России?. Как и зачем осуществляется ее ведение и издание. Значение природного капитала для регионального развития на примере Томской области. Основные проблемы создания единой геоинформационной системы хранения и обработки информации сфере природопользования. Учебнометодическое и информационное обеспечение дисциплины Управление природопользованием а основная литература Адам. Медведев Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. В основе экологического мышления лежит средовая концепция любой объект находится среде, которая состоит из разных компонентов, и эти компоненты выступают как благоприятные и неблагоприятные факторы существования, которые способствуют развитию или сдерживают. Почва стала накопителем радиоактивных веществ, которые затем вместе с питательными веществами переходят сельскохозяйственные растения, животных и, конечном итоге, к человеку. Радиологический мониторинг почв, проводимый Беларуси, показал, что к. Минеральные ресурсы как предмет труда используются сфере производства товаров и главным образом промышленности, являются материальной основой и активным элементом развития производства — основной источник энергии мировом хозяйстве и важнейшее промышленное сырье. Составная часть системы природоохранного регулирования включает себя государственное, общественное, рыночное, экологическое регулирование на всех уровнях управления предприятий, региона до государства и мирового сообщества. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований подготовке экологически значимых хозяйственных решений рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологический контроль. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами В природоохранительной практике России сохраняется резерв для повышения эффективности общественного, производственного и отраслевого управления. Такое сотрудничество, несомненно, способствовало бы повышению эффективности и государственного управления.

Территориальное прогнозирование и планирование разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. На крупных и средних предприятиях объединениях самостоятельно разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды тесной увязке с бизнеспланами производства. Методы управления — это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Заключаются разработке и издании правовых и административных актов, регулирующие организацию и управление сфере природопользования. Устанавливают определенные экологические требования к технике, оборудованию, производственным технологиям. Регулирование природопользования, или экологическое регулирование, представляет собой систему способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочетания механизмов административного управления нормативноправовых и организационнохозяйственных и экономического стимулирования. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется нашем государстве на базе совокупности нормативноправовых актов, к которым относятся законы Республики Беларусь, указы, декреты и директивы Президента, постановления и распоряжения правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международноправовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права. Создание бюджетных фондов охраны природы позволяет более полно учитывать местную специфику финансируемых объектов и необходимые пропорции выделении средств на отдельные направления охраны окружающей среды.

Однако необходимым условием введения у нас такого рейтинга является общее оздоровление экономики, поскольку настоящее время высокая инфляция неизбежно приводит к высоким процентным ставкам. Куражсковский, соей книге Грамота рационального природопользования, считает, что у алгоритма рационального преобразования природопользования есть ряд обязательных положений, которые необходимо выполнить, если мы хотим, чтобы преобразование было действительно рациональным, разумным. Это приближение природной среды к медиальному состоянию происходит, прежде всего, путём регулирования водного баланса территории с помощью древних приёмов мелиорации осушения и орошения. Административные методы, том числе административноправовые нормы права, экостандарты, разрешения, лицензии, экологическая экспертиза и административно предупредительные проверка деятельности определённых объектов, вызывающих беспокойство, как источник возможного заражения, экологический аудит. Экспертная система это система искусственного интеллекта, копирующая поведение человекаэксперта при принятии решений отдельных узкоспециальных областях знаний позволяет оценить внешнюю ситуацию, определить взаимодействие между факторами, характеризующими эту ситуацию, выработать набор возможных решений. Лимиты на природопользование система экономикоэкологических ограничений по территориям, по территориям, представляющим собой установленные предприятием производителем на определённый срок объём предельно возможного использования природных ресурсов, выбросов, стоков, загрязняющих веществ окружающую природную среду и размещение отходов производства. Методы управления природопользованием Административные методы предполагают введение соответствующих нормативных стандартов и ограничений, регламентирующих природопользование лицензирование природопользования Экономические методы стимулы виде финансовой помощи предприятиям гранты, льготные кредиты, налоговые льготы принудительные стимулы штрафы Правовые и рыночные методы политика облака, банк выбросов система норм права, регулирующих общественные отношения сфере взаимодействия общества и природы 4 вопрос.

Формирование системы природопользования Дальневосточном федеральном округе. Расчет экологического ущерба, причиненного природноресурсной системе региона результате хозяйственной деятельности. Комплексная информационная система позволит прогнозировать экологоэкономическое состояние объекта общей системе социально экономического развития региона Российской Федерации, на основе которого вырабатывается эффективное управленческое решение. Для эффективного использования природных ресурсов необходимо формирование процесса управления природопользованием, непосредственно объединяющего особенности развития двух разнокачественных по характеру процессов развитие природы как объективной реальности и развитие общества. В результате реформирования и практической реализации действенной системы управления природопользованием должны быть созданы благоприятные условия для формирования и развития цивилизованного природопользования включая восстановление природных ресурсов на основе эффективных экологоэкономических и информационных инструментов. Сформировать, обосновать и апробировать основные методологические и методические положения экологоэкономической оценки различных природных ресурсов на основе рентного подхода для условий региона. Усовершенствовать систему экологоэкономического обоснования системы природопользования регионов, включая расчёт влияния землеустроительных и земельнокадастровых действий на эффективность системы землепользования. Предметом исследования являются теоретические, методологические и методические проблемы рационального управления экологически и экономически обоснованной системы природопользования регионов на основе информационной системой комплексного мониторинга, кадастров и других мероприятий. Впервые поставлена и решена важная научнометодическая проблема оптимального управления природопользованием регионов на основе комплексной информационной системы природопользования. Во многом основные цели этих программ достигаются за счёт формирования государственных кадастров и мониторинга природных ресурсов и объектов. Определение эффективности инвестиций использование природных ресурсов следует производить следующей последовательности оценка капитальных вложений и эксплуатационных затрат определение эффективности строительства системы инфраструктуры, например, магистрального трупопровода оценка потенциального ущерба от изменений природной среды определение стоимости природоохранных мероприятий и компенсационных выплат за ущерб, наносимый окружающей среде определение экологического и экономического эффекта от использования природных ресурсов.

Наиболее эффективно осуществляются земельнокадастровые действия Хабаровском районе наименее эффективно ведение земельного кадастра Солнечном районе. Основным источником формирования финансовых ресурсов для обеспечения социальноэкономического развития регионов могут служить доходы от эксплуатации природноресурсного потенциала путём изъятия рентного дохода. На примере расчета эффективности затрат на лесовосстановление Хабаровском и Красноярском краях дана методика расчёта дисконтированных стоимостей восстановленного и заготовленного леса, включая стоимость выгод от связывания углерода В природопользовании Дальневосточного федерального округа следует отметить следующие основные изменения последних лет вопервых, изменения производственной структуре привели и усилению техногенного воздействия и к изменениям динамики использования природноресурсного потенциала вовторых, при создании новых предприятий, использовании новых технологий происходит изменение динамики использования природноресурсного потенциала втретьих, разрушение внутренних экономических связей, изменение внутреннего рынка привели к возникновению тенденции совместного использования или продажи природных ресурсов за границу. Эти ограничения необходимо учитывать как при существующей и функционирующей структуре производства, так и при освоении новых территорий и организации новых производств. Анализ факторов природопользования и управления земельными ресурсами позволил построить модель проведения природоохранных мероприятий субъектах Дальневосточного федерального округа. Наибольший ущерб окружающей природной среде при разработке нефтегазовых месторождений Чайво и Одопту проекта Сахалин1 будет нанесен животным и среде их обитания 1024, 33.

Объед иненный экологоэкономический учет структура для спутниковой системы, обзор доходов и национального богатства текст. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Методологические аспекты теории социальноэкономического оптимума. Система плановых показателей эффективности деятельности предприятий условиях преимущественно интенсивного развития. Управление земельными ресурсами России Российская модель землепользования и землеустройства. Формализация информационных потоков с целью повышения эффективности управленческих решений на предприятиях Дисс. Материалы парламентских слушаний Рентные платежи природопользовании Государственная Дума Российской Федерации.

Принципы и экономическая эффективность микрорайонирования застройки селениях Краснодарского края Науч. О стратегии российского развития аналитический доклад электронный ресурс. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. Экологоэкономическая эффективность системе землепользования на примере Брянской области Дисс. Сборник нормативнометодических документов по формированию Федеральной системы комплексных территориальных кадастров природных ресурсов. Организационноэкономический механизм информационного обеспечения управления земельными ресурсами Нижегородской области Дисс. Комплексное природопользование регионе экономические и правовые проблемы текст. Управление региональным природопользованием проблемы методологии и теории Препринт. Управление региональными программами экономического и социального развития проблемы методологии и теории Препринт. Неопределённость управлении региональными программами экономического и социального развития. Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 19962005 годы. Коррекция национального дохода связи с экологическими потерями практическое решение. Совершенствование организационноэкономического механизма управления земельными ресурсами субъекта Российской федерации Дисс.

Регулирование территориального развития условиях рыночной экономики текст. К 00 К 1Л О Затраты на исследования руб га299, 8 798, 8 3857, 7 Объем промышл. Пономарев под управлением сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности понимает деятельность уполномоченных субъектов органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических лиц по реализации своих полномочий, прав и обязанностей области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности 3. Бринчука, определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется рамках исполнительной власти государства 4. Разработаны санитарные нормы и правила допустимых концентраций химических веществ почве СанПиН 4435 87, охраны поверхностных вод от загрязнения СанПиН 4630 88, охраны атмосферного воздуха СанПиН 4946.

Административные методы управление природопользованием
Портал знаний для студентов и абитуриентов — Zippingington
5155
Просмотров: 15