Общенаучное понятие метода

Методология — учение о методах и средствах, о структуре, логической организации деятельности. Этот принцип выражает связь явлений действительности и требует всестороннего, целостного, многоаспектного рассмотрения предмета. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специальнонаучным знанием и его методами. Описание — познавательная операция, состоящая фиксировании результатов опыта наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначения, принятых науке. Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются вслепую, а всегда теоретически нагружены, направляются определенными концептуальными идеями. В качестве своей предпосылки данный метод включает себя восхождение от чувственноконкретного к абстрактному, к выделению мышлении отдельных сторон предмета и их закреплению соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственноконкретного к абстрактному — это и есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к мысленноконкретному — процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкретновсеобшему здесь господствуют приемы синтеза и дедукции. При этом могут быть выделены любые признаки абстрактнообщее или существенные конкретнообщее, закон.

На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие сходство — физических характеристиках, структуре, функциях. К числу этих требований относятся а выявление зависимости каждого элемента от его места и функций системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры исследование механизма взаимодействия системы и среды изучение характера иерархичности, присущей данной системе обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности. Таким образом, научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия. Диалектика же вводит другой принцип анализа объекта через его разнокачественность, тождество многозначности. Метод самом широком смысле слова путь к чемулибо, способ деятельности субъекта любой ее форме. Понятие методология имеет два значения система определенных способов и приемов, применяемых той или иной сфере деятельности учение об этой системе, общая теория метода, теория действии. Методология формировалась связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, которые были открыты философии, науке. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии, нацеленных на стыки научных дисциплин.

С точки зрения этих подходов могут быть рассмотрены объекты, которые поддаются интерпретации терминах этих подходов. Научный метод служит получению и обоснованию объективноистинного знания. Концепции, положения которых справедливы по отношению к целому ряду фундаментальных и частных научных дисциплин, составляют базовое знание методов общенаучного характера. Тесная связь инженерной деятельности с практическими потребностями вызывает крайне важно сть своевременного учета технических науках многообразных и быстроизменяющихся регулятивов социальноэкономического характера и не позволяет рассматривать технические науки лишь как сумму прикладных разделов математики, химии и других естественных наук. Понятие методология употребляется двух основных значениях 1 как совокупность способов и приемов, применяемых той или иной сфере. Результат, получаемый процессе абстрагирования, именуют абстракцией абстрактное. Вместе с тем, восходя от чувственноконкретного к абстрактному, теоретическому, исследователь получает возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность. Конечно, истории науки имели место и ложные, неверные абстракции, не отражавшие ровным счетом ничего объективном мире, например, эфир, теплород, электрическая жидкость. Но подавляющее число абстракций отражают сущность и сыграли свою положительную роль развитии научного знания. Одним из показательных примеров роли абстракции является создание Максвеллом теории электромагнитного поля. В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какието свойства, стороны, признаки объектов. Эта особенность идеализации очень важна для реализации такого специфического метода теоретического познания, каковым является мысленный эксперимент. Более того, всякий реальный эксперимент, прежде чем быть осуществлен на практике, сначала проигрывается исследователем мысленно процессе обдумывания, планирования.

При этом, сохраняя сходство с реальным экспериментом, он то же время существенно отличается от него. В мысленном же эксперименте исследователь оперирует не материальными объектами, а их идеализированными образами и само оперирование производится его сознании В реальном эксперименте приходится считаться с реальными физическими и иными ограничениями поведения объекта исследования. В мысленном эксперименте можно абстрагироваться от действия нежелательных факторов, проведя его идеализированном, чистом виде. Наглядным примером роли мыслительного эксперимента является история открытия явления трения. Гейзенберга, направленный на разъяснение соотношения неопределенности. Развитие научного познания заставляет иногда отказываться от ранее существовавших идеализаций. Основное положительное значение идеализации как метода научного познания заключается том, что получаемые на её основе теоретические построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. Язык науки Под формализацией понимается особый подход научном познании, который заключается использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов знаков. Разумеется, формализованный язык не столь богат и гибок как естественный, но зато он не многозначен полисемия, а обладает однозначной семантикой. Таким образом, формализованный язык обладает свойством моносемичности. Она представляет собой один из вариантов формализованного искусственного языка.

Язык современной науки существенно отличается от естественного человеческого языка. Все множество созданных и создаваемых искусственных формализованных языков входит язык науки, образуя мощное средство научного познания. Надо, однако, иметь виду, что если объект, отношении которого делается умозаключение по аналогии с другим объектом, обладает какимнибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о существовании которого должен быть сделан вывод, то общее сходство этих объектов утрачивает всякое значение. Понятие методология имеет два основных значения система определенных способов и приемов, применяемых той или иной сфере деятельности науке, политике, искусстве. Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Существенный вклад методологию внесли немецкая классическая и материалистическая философия, достаточно глубоко разработавшие диалектический метод—соответственно на идеалистической материалистической основах. Проблемы метода и методологии занимают важное место современной западной философии. Будучи едиными своем взаимодействии, теория и метод не отделены жестко друг от друга и то же время не есть непосредственно одно и то. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания методов социальногуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и так далее. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы по общности и широте применения 1 Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический методы. Вовторых, возможность их формализации, уточнения средствами математической теории символической логики.

Методы эмпирического и теоретического познания схематично представлены на. Научные наблюдения проводятся для сбора фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную гипотезу и являющихся основой для определенных теоретических обобщений. Число, выражающее отношение измеряемой величины к эталону, называется числовым значениемэтой величины. Процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональный акт, нельзя смешивать с озарением, инсайтом, интуицией, хотя все это есть акте понимания. В качестве законов рассматриваются не только первичные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений. Под методом научных исследований понимают определенный путь решения поставленных целей, форму теоретического освоения действительности. Ее представители считали правильный метод ориентиром движении к надежному, истинному знанию. Методология дословно означает учение о методах ибо происходит этот термин от двух греческих слов методос метод и логос учение.

Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Теоретическое знание является итогом противоречивых взаимодействий между предметом познания и методом, дающим возможность изучать предмет. Концепция получила название содержательнофункциональной вследствие того, что позволяет определить самую суть, содержательный смысл знания об исследуемом предмете и явлении. В свою очередь, теория является основополагающей для закрепляющих, итоговых и результативных практических решений, хотя фундаментальные проблемы и задачи, возникающие образовательной практике, предполагают развитие новых направлений. Методология науки разрабатывает многоуровневую концепцию методологического знания, распределяющую все методы научного познания по степени общности и сфере действия. Не отрицая важности отмеченных этапов, которые знаменуют собой действительно ключевые вехи становлении диалектики, заметим, что развитие диалектики не прерывалось на всем протяжении истории философии. Теснейшая связь и взаимодействие установились между методологией, с одной стороны, и философией с логикой, с другой стороны. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяемые при этом методы. Вместе с тем частнонаучные методы связаны и со всеобщим, диалектическим методом, который как бы преломляется через. С помощью структурного метода исследуют зависимости поведения субъектов, исходя из их положения, места и роли государственноправовых организациях. За формальноаксиоматического метода не ставится требование выбирать только интуитивно очевидные аксиомы, для которых заранее задано сферу объектов. Понятие социального действия рассматривается как индивидуальное человеческое действие, его методология оказывается обособленной от классических дебатов социологической теории, проблемном поле понимания культуры и типов культурных изменений. Кроме того, академический язык классической философии хорошо сочетался с закрытой картиной мира, которой все разложено по полочкам, записано таблицы и уложено ясную схему.

В годы войны значительное развитие получил контентанализ связи с изучением враждебной пропаганды, были предприняты попытки квантификации неструктурированных опросных сведений. Умозрение и интуиция, не обращаясь к логике, регулируют связь пограничности и маргинальности, космического и земного. Кун рассматривает науку как продукт множества подходов многочисленных групп и школ без единой совокупности процедур или четких критериев, позволяющих разграничить науки. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный структурнофункциональный кибернетический вероятностный моделирование формализация. Индукция движение мысли от единичного опыта, фактов к общему их обобщением выводах и дедукция восхождение процесса познания от общего к единичному. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Совокупность таких методов применительно к определенным предметам исследования составляет методологию конкретной науки4. Они разрабатываются и используются специальными науками, но широко применяются и другими том числе юридическими. Практическая значимость этих методов заключается том, что они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиций негосударственноправовых дисциплин, помогают создать более полное представление о государстве и праве. В области права эксперимент позволяет проверить целесообразность и эффективность того или иного нормативного акта24.

Описания результатов наблюдений образуют эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по тем или иным параметрам, проводят классификацию их по какимто свойствам, характеристикам, выясняют последовательность этапов их становления и развития. Из всего вышесказанного следует, что наблюдения являются весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Основное положительное значение идеализации как методе научного познания заключается том, что получаемые на его основе теоретического построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. Недостаток теории том, что она основана на вере Бога, а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Но знания также приобретаются путём производства нового знания, не существовавшего ранее общественном сознании. Такая мыслительная операция отождествления приводит к появлению абстрактного понятия числа. В понятиях фиксируется общее, с помощью понятий мы получаем знания об общих свойствах и признаках проявляющихся единичных предметах и выявляем сущность вещей, закономерность их изменений, то, что не даётся непосредственно чувственных формах познания. В этом слое властвует Эрос инстинкт жизни, стремление к удовольствиям, к сексуальному наслаждению, и Танатос инстинкт смерти, склонность к агрессии, разрушению и самоистязанию. Методология научного познания эта система научных методов познания и способов организации научной деятельности.

Проблема вырастает из потребностей практической деятельности человека, виде некоторого стремления к новому знанию. Но обладают ли нефилософские общенаучные понятия и категории методологической значимостью, играют ли они методологическую роль по отношению к менее общим научным понятиям и категориям?. Аналогичным образом другая фундаментальная проблема общей теории государства и права — теория правореализа ции, законности и правопорядка — не только отражает фактическое состояние соблюдения, исполнения и применения правовых норм, успехи укреплении законности и упрочении режима правопорядка стране, но и одновременно составляет методологическую основу для анализа отраслевыми юридическими науками тех специфических сфер правореализации, которые входят предметы их специальных интересов. Ракитов считает, что существует самостоятельная, особая дисциплина — методология науки, которая отвлекается от психологических, физиологических, социальных и других аспектов анализа и рассматривает прежде всего объективную структуру процесса исследования и строение образующих его компонентов2. Здесь же отметим полную неясность оснований, по которым методология должна отвлекаться от психологических, физиологических и тем более социальных аспектов анализа. Поскольку наука представляет собой сложный познавательный процесс, постольку он протекает по определенной логике, закономерные принципы которой используются практике научноисследовательской работы3. И если прошлом, а ряде случаев и наше время подобные вопросы занимали и занимают специалистов той или другой науки, то этим мы обязаны тому простому факту, что отсутствуют соответствующие разработки, пригодные для нужд данной науки 5. Но если методы определяются логикой объектов, которых насчитывается бесконечное множество, то каким же образом возможно создать учение о методологии как самостоятельной науке без изучения самой логики объектов. В таком случае какой же смысл внешнего обособления этих принципов и подходов, не имманентных предмету той конкретной науки, которой они применяются?. Как показывает опыт развития науки, во всякой значительной научнотео ретической концепции методологические моменты органически сливаются с предметносодержательными. Более того, и сам метод лишь внешне противостоит предмету, поскольку внутреннее содержание предмета имеет свою собственную объективную имманентную логику, соответствии с которой и осуществляется его познание. Воплотившись снятом виде теории, погрузившись нее, метод превращает эту теорию основание для дальнейшего движения познания, способ решения новых теоретических и практических задач.

Обратимся теперь к низшему уровню методологического знания предложенной. Втретьих, объединяя познавательные возможности всех наук, методология умножает и обогащает исследовательский потенциал каждой из. Эти интегративные качества методология обретает благодаря тому, что ее ядром является философия — единство диалектики, гносеологии и логики. Так, тот или иной частнонаучный метод используется с учетом общенаучных методов исследования, обязательно основывается на всеобщих законах и категориях философии, направляется мировоззренческой позицией самого исследования тем самым данная схема может быть изображена не только по вертикали, но и по горизонтали. Методологические воззрения и методы обретают познавательную силу лишь том случае, если они переведены на конкретные установки и требования, обусловленные природой самого объекта познания. Остается лишь добавить, что изложенное понимание методологии, по нашему убеждению, предпочтительнее изложенных другими авторами. Формирование методов специальных науках происходит путем образования теории, через теории.

В том то и дело применение философских законов и категорий предполагает их приспособление, переработку, преобразование согласно специфике этих сфер. От того, как она решается, зависит и управление развитием педагогической науки, и разработка эффективных систем обучения и воспитания, которая является конечной целью всей научной работы области педагогики. Бондаревская предлагает выделять следующие блоки понятий первый объединяет понятия, с помощью которых концепциях раскрывается сущность современного воспитания. Другим методологическим принципом является творческий, конкретноисторический подход к исследуемой проблеме. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. Среди основных понятий синергетики такие понятия, как порядок, хаос, нелинейность, неопределенность, неста бильность, диссипативные структуры, бифуркация.

Единственное специфическое качество науки заключается том, что если других отраслях человеческой деятельности используются знания, получаемые наукой, то наука эта та область деятельности, где основной целью является получение самого научного знания. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Она включает 1 учение о структуре и функции педагогического знания, том числе о педагогической проблематике 2 исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения теории, концепции, гипотезы, имеющие методологический смысл 3 учение о методах педагогического познания методология узком смысле слова. При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов. Рассматривая детально применение научного метода любой ситуации, можно выделить ряд четко различимых и взаимосвязанных этапов. Загвязинский разделяет эмпирические методы исследования на две группы.

Но они при этом не считают необходимым уделять внимание самой преступности, изучению преступников. При этом принципиально важно следующее вопервых, преступность рассматривается как социальное явление, и, соответственно, при ее исследовании используются методы социальных наук. Реально существуют отдельные преступления и отдельные виды преступлений. Точно так же выводы и рекомендации криминологов порой отвергают на том основании, что они противоречат господствующей идеологии, господствующей политике. Однако их игнорирование будет связано с дальнейшим ростом преступности. С этой точки зрения особое значение имеет теоретическое знание о преступности, ее детерминации, эффективности тех или иных мер борьбы с. Она сама по себе не объясняет, почему происходит такое явление. Открытый вопрос предполагает, что ответ на него может быть дан любой форме. Всесторонне исследовав проблему социального эксперимента криминологии Косоплечев делает вывод о возможности и необходимости его применения, но при соблюдении определенных правил. При изучении уголовных дел, рассмотренных судами, выяснилось, что многие грабежи и разбои были совершены лицами состоянии алкогольного опьянения без предварительной подготовки. От используемых методов зависят результаты исследований, глубина проникновения закономерности преступности и ее детерминации. Чрезвычайно важно и то, что системноорганизационная методология помогает объединить естественнонаучные, социокультурные и гуманитарные знания единое целое.

В неорганизованной совокупности составляющие ее части не мешают друг другу, но и не содействуют взаимному функционированию а также не способствуют совместному развитию. Б о льшая энтропия характеризует более равномерное распределение неких событий, процессов или свойств. Но так как любой, даже закрытой или изолированной системе есть открытые подсистемы, то них энтропия может локально убывать а негентропия возрастать. Каждый элемент множества связан с другими элементами хотя бы одним отношением. Их целесообразность меняется зависимости от ситуации, внешних обстоятельств и поставленной цели. На военном параде целесообразнее идти строем, по горной тропинке или минному полю гуськом, атаку лучше бежать врассыпную.

Пуанкаре однажды заметил, что математик это странный человек, стремящийся получить возможность сказать о самых разных вещах а это то же самое. Однако ищут одинаковое различном и различное одинаковом далеко не только математики. В то же время, если подобие не носит системного характера, оно может привести к досадным ошибкам и заблуждениям по бессистемному подобию со слоном у моськи предполагается наличие хобота. Инвариантность при трансформациях на уровне существенных взаимодействий. Перейду к иным типам латентности, которые не связаны с утаиванием или обманом. Системный анализ проник во многие науки о природе и все сильнее воздействует на развитие гуманитарнообщественных наук. Можно лишь восхищаться тем, как целом части все, послушною толпою Сливаясь здесь, творят, живут одна другою!.

Определяющее значение для структуры играет и понятие внутреннего его отличии от внешнего. Рассматривая системный объект статике, анализируют прежде всего его состав и строение. Такие задачи постоянно приходится решать при инженерном конструировании например, расчет каркаса здания. Всё, что стало известно исследователям Океана Солярис за 78летние наблюдения, состояло из одних лишь отрицаний. Из многообразия систем особо следует выделить самоорганизующиеся системы. Богданов считал, что любая задача практики и теории сводится к тектологической о способе наиболее целесообразно организовать некоторую совокупность элементов реальных или идеальных. Его ведущий принцип раскрыть социальную структуру устойчивую систему связей компонентов целостности, выявить особенности взаимной зависимости всех элементов и подсистем, а также их вклад функционирование и изменение целостности рассмотреть социальную стратификацию, структуру и тенденции социальной мобильности. Что касается незавершенного действия, оно запоминается лучше, чем завершенное. Принцип изучения объектов их развитии является одним из важнейших принципов диалектического метода познания.

Выбор того или иного — исторического или логического — подхода познании обусловливается природой изучаемого объекта, целями исследования и другими обстоятельствами. С чего начинается история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса абстрактной и теоретически последовательной форме отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки. Хотя непосредственное наблюдение продолжает играть немаловажную роль современной науке, однако чаще всего научное наблюдение бывает опосредованным Появление и развитие таких средств во многом определило то громадное расширение возможностей метода наблюдений, которое произошло за последние четыре столетия. Втретьих, изучая какойлибо процесс, экспериментатор может вмешиваться него, активно влиять на его протекание. Возникли целые отрасли знания, пользующиеся этим методом сравнительная анатомия, сравнительная физиология, сравнительная психология. К динамическим относятся такие измерения, процессе которых измеряемая величина меняется во времени измерение вибрации, пульсирующих давлений. Однако полученные при этом все три варианта идеализации оказались плодотворными при изучении газовых состояний различной природы идеальный газ МаксвеллаБольцмана стал основой исследований обычных молекулярных разреженных газов, находящихся при достаточно высоких температурах идеальный газ БозеЭйнштейна был применен для изучения фотонного газа, а идеальный газ ФермиДирака помог решить ряд проблем электронного газа. Вместе с тем мысленный эксперимент играет и самостоятельную роль науке. Основное положительное значение идеализации как метода научного познания заключается том, что получаемые на ее основе теоретические построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. Вывод одних формул из других по строгим правилам логики и математики представляет формальное исследование основных характеристик структуры различных, порой весьма далеких по своей природе явлений. Получаемые результате вывода формулы называются теоремами, а используемые при этом аргументы — доказательствами теорем.

Однако эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности целом. Как уже отмечалось, на стадии развития теоретической гипотезы может использоваться и мысленный эксперимент. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного к общему. При это нужно иметь виду, что если объект, отношении которого делается умозаключение по аналогии с другим объектом, обладает какимнибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о существовании которого должен быть сделан вывод, то общее сходство этих объектов утрачивает всякое значение. Но общим для них является то, что во всех случаях непосредственному исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом объекте. При этом первый объект, который собственно и подвергается исследованию, именуется моделью, а другой объект, на который переносится информация, полученная результате исследования первого объекта модели, называется оригиналом иногда — прототипом, образцом. Метод вооружает нас системой правил, принципов, требований, прибегая к которым, он может достичь своей цели. Самой главной задачей методологии является изучение эффективности, происхождения, сущности и других характеристик методов познания. Анализ и синтез также относятся к методам обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. Будучи необходимым приемом познания, анализ также и один из элементов процесса познания. По словам известного французского физика Луи де Бройля, индукция, поскольку она стремится раздвинуть уже существующие границы мысли, является истинным источником действительно научного прогресса. Измерения играют большую роль ходе опытного исследования, но они не считаются главным эмпирическим методом, а дополняют любое серьезное научное наблюдение и эксперимента.

Таким образом, конкретно научные методы не оторваны от общенаучных, они тесно связаны с ними, включают себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов, для изучения конкретной области объективного мира. Для успешного использования достижений методологической мысли необходимо сочетание творческого движения сверху вниз и снизу вверх. Прежде чем изучать современное состояние, необходимо выучить генезис и развитие определенной науки или сферы практической деятельности. Решить эту задачу помогает метод терминологического анализа и метод операционализации понятий. Довольно распространенным является деление основных типов методов по двум признакам цели и способа реализации. По признаку способа реализации различают логикоаналитические, визуальные и экспериментальноигровые методы. Экспериментальноигровые методы непосредственно касаются реальных объектов, которые функционируют конкретной ситуации, и предназначены для прогнозирования результатов. Проблема состоит определении конкретной гуманитарной сферы, которой применение математических методов дает результаты. Это наиболее элементарный метод, который является, как правило, составляющей других эмпирических методов.

Метод экспертных оценок используется для получения сменных эмпирических данных. Связь между этими величинами обнаруживается во взаимной согласованности наблюдаемых изменений. На основе парных корреляций, полученных результате корреляционного анализа, получают набор новых, укрупненных признаков факторов. Но успех исследования значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или иного конкретного исследования и какой комбинации мы используем эти методы. Мыслительнологические методы исследования значительной своей части построены на использовании приемов формальной логики, которыми исследователь должен владеть полной мере. Согласно этому правилу нельзя определять понятие либо через само себя, либо через другое понятие, которое, свою очередь, определяется через исходное понятие. Вопрос исследовательской деятельности выступает также как средство информационного поиска. Примерами исследовательских вопросов и их конструкций могут быть следующие Существует две группы вопросов категориальные, которых вопросительные слова указывают направление исследования и область исследовательской деятельности, и пропозициональные, которых основная часть сохраняется неизменной и которые требуют лишь подтверждения или отвержения. Это и стереотипы мышления, и поверхностное отношение к формулированию проблемы, и недобросовестное отношение к исследованию. В представленном нами примере критерием выделения этапов процесса управления является качественная определенность действий, из которых складывается процесс управляющего воздействия. Она помогает конкретизировать свойства явлений, детализировать его основные черты и особенности.

Например, такими параметрами могут быть своевременность исполнения, равномерность загрузки, инновационность деятельности, качество работы. Многие объясняют такое положение неудачным распределением функций и полномочий между подразделениями, неравномерной загрузкой. При этом не исключено, что проблемы переводятся с одного иерархического уровня на другой. В нашем примере это могут быть изменение структуры информации, целей развития, стиля управления, возникновение отрицательных традиций, нерациональное использование техники управления, снижение профессионального уровня. Может быть, можно решить проблему не саму по себе, а через решение другой проблемы может быть, решение проблемы произойдет как следствие. Например, по нашей исходной проблеме это может быть замена менеджера другим лицом, владеющим компьютером, изменение распределения функций и полномочий системе управления так, чтобы менеджер не нуждался индивидуальном владении компьютером, создать должность личного помощника менеджера, владеющего компьютерной техникой, разработать предельно простые программы использования компьютера, доступные несведущему человеку. Такая формулировка обратной проблемы позволяет увидеть опасность неудачных решений, установить критерии выбора успешных решений. Первоначально формулируется аксиома — бесспорное, понятное и принятое положение, затем строится доказательство, базирующееся, как правило, на нескольких аксиомах. В практике нередко приходится наблюдать подмену тезиса, подмену понятий. Ведь можно полемизировать бессистемно, хаотически, бесплодно, преследуя амбиции, а не истину, создавая психологическую напряженность. Но модельное экспериментирование ограничено возможностями модели, ее совершенством.

Многовековой опыт позволил людям придти к выводу, что природу можно изучать научными методами. Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной логической ступени познания. Однако частнонаучные методы содержат черты как общенаучных методов, так и всеобщих. Вывод об общем классе предметов делается на основании изучения всех предметов класса. Любой эмпирический метод требует осмысленной человеческой деятельности, логической постановки задачи и обработки полученных результатов. К общим методам криминалистики, по нашему мнению, относятся наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование, математические, кибернетические и эвристические методы исследования. При этом исследователь лично убеждается, что существуют или отсутствуют те или иные факты, признаки и свойства предметов, воспринимает ход и содержание исследуемых явлений.

Экспериментальным путем, например, были установлены признаки направления полета пули при прохождении ее через преграду из стекла и другого материала криминалистическая техника, разработаны некоторые приемы обыска криминалистическая тактика, определены наиболее эффективные направления планирования расследования отдельных категорий преступлений методика расследования отдельных видов преступлений. Эксперимент, как и любой из общих методов познания, взаимосвязан с другими общими методами. Лузгина, который своих работах, посвященных криминалистической интерпретации моделирования, относил моделирование к общим методам познания. Сущность метода моделирования, общих чертах, состоит замещении объекта научного познания моделью и изучении модели с последующим распространением результатов ее изучения на объект познания. Шляхов отмечал, что математические методы заняли одно из главных мест системе методов, общих для всех стадий экспертного исследования и различных видов криминалистических экспертиз. При этом речь идет о статистическом учете значения отдельных фактов например, обнаружения поличного разных меняющихся условиях. Наконец, система приемов, правил и технических средств, с помощью которых производится отождествление конкретных объектов, это действительно методы отождествления, но из этого опятьтаки не следует, что само отождествление метод. Раппопорту принадлежит авторство разработке методологии, основанной на изоморфизме математических моделей феноменов или процессов с большим разнообразием их содержания. Ответ на вопрос о человеке как элементе разных систем, о том, является ли человек физическим существом, биологическим существом или социальным существом и, что еще пародоксальней, одновременно и тем, и другим, и третьим, не может быть дан до тех пор, пока не указана система, которой рассматривается человек, и задачи, для разрешения которых ставятся подобные вопросы. Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Эмпирический и теоретический типы познания различаются средствами и методами исследовательской деятельности.

Эксперимент это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета. В теоретическом познании отсутствуют средства материального, практического взаимодействия с изучаемым объектом. Язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний. Главное процессе формализации над формулами можно производить операции. Возрастающую роль современном научном познании играет диалектикоматериалистическая методология. Они выступают качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретикометодологическими положениями специальных наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования. Вряд ли можно наше время, проводя фундаментальное педагогическое исследование, обойтись без таких общенаучных понятий, как система, структура, функция, элемент, оптимальность, состояние, организация, формализация, модель, гипотеза, уровень. Еще одно важное понятие, педагогическое взаимодействие, обозначает самую существенную специфическую черту практической педагогической деятельности ее двусторонний характер. Этим свойством характеризуется все, что связано педагогике с целеполаганием и руководством. Этим подчеркивается активный характер участия второй стороны образовательном процессе и наличие этом процессе не параллельных действий, а именно взаимодействия его участников. В отличие от таких наук, как математика, физика или логика, педагогика пользуется основном общеупотребительными словами. Понятие методология науки более широкое и емкое, оно включает себя не только методы и способы исследования, взятые из более общих теорий, их последовательность, но и принципы и формы познания.

При этом единую группу выделяют факты, имеющие общие сущностные характеристики. Кэне предложил аналогию между кровообращением человеческом организме и движением товарных и денежных потоков национальной экономике. Абстрагирование носит умственной деятельности универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. В дальнейшем выдвигается новая гипотеза, представляющая собой предпосылку решения конкретной проблемы. В эксперименте можно выделить следующие обязательные элементы цель эксперимента объект экспериментирования условия, которых находится или помещается объект средства эксперимента материальное воздействие на объект. К тому же на результат эксперимента может повлиять социальный и психологический факторы, так как подобных экспериментах обычно объектами исследования выступают люди. Частнонаучные методы связаны и со всеобщим диалектическим методом, который как бы преломляется через. Подобно развитию технических средств дальних наблюдений, создание веке оптического микроскопа, а много позднее, уже веке, и электронного микроскопа позволило исследователям наблюдать удивительный мир микрообъектов микроявлений. Например, при изучении свойств заряженных частиц с помощью камеры Вильсона эти частицы воспринимаются исследователем косвенно по таким видимым их проявлениям, как образование треков, состоящих из множества капелек жидкости. Вообще любые научные наблюдения, хотя они опираются первую очередь на работу органов чувств, требуют то же время участия и теоретического мышления. Ученого, который не имеет правильного метода, он уподоблял путнику, бредущему темноте и ощупью отыскивающему себе дорогу. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках.

И своеобразие и отличие их от всеобщих методов том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Следование методу, с его точки зрения, несовместимо с творческим мышлением. Исследование способов научнопознавательной деятельности, их способности и границы внедрения интегрируются методологией науки. Формирование понятия научного способа, его эталона качестве управления к правильному занию и методу деятельности, связано с появлением философии. Опыт развития науки указывает, что результаты научнопознавательной деятельности почти во всем определяются точностью применяемых способов. Не считая того, опосредованность научного исследования сформированными и подлежащими преобразованию научными способами обусловливает возможность подготовки учёных и является предпосылкой специализации научнопознавательного процесса, создавая условия становления науки качестве проф инфраструктуры, обладающей сложной системой разделения труда и за счёт этого способной концентрировать и координировать научноисследовательские ресурсы. Если интервьюер способен стереотипизировать образ респондента, то же самое происходит и с опрашиваемым. Методология специальной науки включает себя исходные теоретические концепции. Общая методология педагогики представляет диалектикоматериалистический подход к объективной действительности и процессу обучения и воспитания людей ее условиях. Исходя из вышеизложенного можно говорить о том, что методология сравнительной педагогики заключается сопоставлении основных закономерностей и тенденций развития теории и практики педагогики разных странах и регионах соотношение их всеобщих тенденций, национальных и региональных особенностей, выявление способов и форм взаимного обогащения национальных и региональных образовательных систем с помощью использования ими зарубежного опыта. Также определены функции методологии и представлена методология сравнительной педагогики. Анализ понятия методологический подход во взаимосвязи с понятием методология и с учетом уровней методологии позволяет выделить уровни его толкования. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.

При реализации данного подхода необходимо учитывать исторические события, которые во многом определили тенденции развития образования той или иной стране. Сопоставление чаще используется для анализа образовательных систем, которые не имеют достаточного количества общих существенных оснований для сравнения Описательный метод требует поиска и накопления необходимой и достаточной информации для анализа, интерпретации определенных фактов, объективности, группировки, систематизации и классификации, предусматривает определение единичного и типичного системе образования. Как показало наше исследование одной из новых тенденций развитии сравнительной педагогики связи с интеграционными процессами образовании является открытость методологии к гуманитарным наукам философии, антропологии, культурологии, психологии, социологии, истории, этнологии и др, к разнообразию философских позиций позитивизм, марксизма, постмодернизм, к разнообразию методов общенаучных, социологических, гуманитарных. Существование парадигмы является признаком зрелости науки и отдельной научной дисциплины. Методологическая основа определяет теоретические положения исследования, те фундаментальные положения, исходя из которых определяются позиция исследователя и выбранные методы, а также интерпретация полученных данных. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логикоматематической координации, которая выражает структуру реальности и только психология позволяет изучить эту деятельность развитии. Культурология, как и всякая другая наука является системой знаний, которые есть результат деятельности, и характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. В тексте указываются все значимые характеристики объекта, который подлежит изучению. В качестве цели исследования может быть описание и обобщение характеристик явления культуры, характеристик описание нового явления открытие и доказательство новой природы явления создание классификации создание методики адаптация методики. Современные исследования процесса формирования гипотезы показали, что независимо от полноты условий задачи, если ее решение субъекту неизвестно, область поиска является для него начале решения неопределенной. В процессе практического исследования выстраивается следующая цепочка. Определение конкретных задач исследования является возможным при наличии теоретических знаний и практического опыта работы с источниками, способности к систематизации и интуиции исследователя.

Фиксация полученной информации может происходить удобным для исследователя способом рукопись, записи аудио и видео кассеты Таблицы, схемы, графики, рисунки являются неотъемлемой частью современных текстов. При разработке заданий следует учитывать две линии понимании семиотического подхода к анализу получаемой информации семантическую и синтаксическую.

Общенаучное понятие метода
Портал знаний для студентов и абитуриентов — Zippingington
5145
Просмотров: 14