Понятие причинности в философии

Полная причина это совокупность всех обстоятельств, при наличии крых необходимо наступает следствие. Постановка тех или иных проблем предполагает определённое видение мира, где явления и процессы связаны между собой определённым образом. Вопервых, необходимость и случайность есть парные категории, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия. Кант, проводившие субъективистскую линию трактовке природы причинности, необходимости и закономерности регулярность и обусловленность присущи только нашему восприятию мира, но не самому миру. Гегель говорил, что ни об одной идее нельзя с таким полнымм правом сказать, что она неопределённа, многозначна, доступна величайшим недоразумениям, как об идее свободы… Свободу можно трактовать, например, как возможность человека поступать так, как ему хочется С другой стороны, известно определение свободы как осознанной необходимости Энгельс. Допущение свободы воли есть необходимое основание нравственности и поэтому занимает центральное место этике. Наиболее яркие свои трактовки свобода, являясь частью духовного мира человека, получает субъективном идеализме. Философская категория необходимости имеет следующие основные аспекты 1 существенные, закономерные связи, внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения действительности 2 главный вектор данного процесса, основная тенденция его развёртывания, генеральная линия развития 3 действительность своём наивысшем развитии и полноте бытия 4 способ превращения действительность единственной данных условиях возможности, реализация которой и есть необходимость. Волюнтаризм есть признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Элементы волюнтаризма можно найти христианской догматике, учениях Фихте, Шеллинга, Шопенгауэра, Ницше. Идеалисты изображают природу и общественную жизнь как хаотическое нагромождение явлений и событий, не связанных между собой причинной связью. В реакционной буржуазной философии эпохи империализма отрицание объективной причинности является одним из краеугольных камней борьбе против науки.

На отрицании объективной причинности природе базируются физический идеализм, вейсманизмморганизм и другие идеалистические течения естествознании. Разоблачая махистов, Ленин требовал, чтобы чётко проводилась грань между двумя линиями вопросе о причинности. Ибо ясно, самом деле, — писал Ленин, — что субъективистская линия вопросе о причинности, выведение порядка и необходимости природы не из внешнего объективного мира, а из сознания, из разума, из логики. Ленин учил, что надо отличать общее теоретикопознавательное решение вопроса о причинности от степени точности, которой достигла наука описании причинных связей независимо от того, какого уровня достигла наука раскрытии причинных закономерных связей, решение теоретикопознавательного вопроса о причинности должно исходить из того, что источником нашего познания причинных связей является объективно существующая причинность, закономерность природы. Взаимодействие между причиной и следствием нельзя рассматривать отрыве от конкретной обстановки, которой происходит это взаимодействие. Условия — это внутренние и внешние факторы, создающие благоприятную среду для актуализации причинноследственного отношения.

Причиной этого поступка другого человека может быть месть, злоба, ненависть. Это значит, что нет беспричинных явлений, как нет и явлений, исчезающих без следа, небытие. А случае причинной связи имеет место односторонняя зависимость одного явления от другого. В свою очередь, землетрясение — не божья кара, а следствие критических напряжений земной коре, возникающих на стыке геологических платформ и местах разломов. Ведь явления, мир явлений — это подлинном смысле альфа и омега существования причинноследственной связи. Более того, это представление используется как непререкаемый аргумент для обоснования тезиса о необратимости временного порядка. И этом случае причинность как нельзя лучше подходит к тому, чтобы характеризовать именно являющуюся действительность. Представление о причинности есть представление о том, что одно есть причина другого. На самом же деле внешнее взаимодействие есть не взаимодействие, а воздействие одного на другое, почему оно и называется внешним. В нем нет выделенного перехода от одного к другому, поэтому нет и причинноследственного отношения. Некоторые философы пытаются универсализировать причинноследственную связь, распространить ее и на область внутренних взаимодействий.

Нужно, однако, иметь виду, что причинные законы не совсем законы, что они тяготеют к миру явлений и что истинной сферой причинных высказываний является уровень рассуждения о явлениях, о связи явлений. Авторы, акцентирующие внимание на отношении причинадействие, склонны отстаивать тезис об одновременности причины и действия. А те авторы, которые больше обращают внимание на отношение причинаследствие, отстаивают, как правило, тезис о предшествовании причины следствию. С другой стороны, следствие обязательно выходит за рамки временных границ действия причины. Это тоже закон причинной связи, выражаемый обычно виде принципа причина предшествует следствию. Принципиальный недостаток концепции, — пишет он, — замеченный, впрочем уже древними скептиками, заключается том, что эта концепция не применима к понятиям течения явлений, возникновения вещей, развития мира. Сведение всех причинных отношений, пишет он, только к отношениям, основанным на одновременности и стыковке причины и следствия, нельзя считать правомерным, так как это противоречит свойству транзитивности причинного отношения.

Но можно ли рассматривать выстрел охотника качестве причины падения убитой птицы?. Если говорить по истине, то. Непосредственной причиной падения птицы является то, что она перестала взмахивать крыльями и поддерживать полет своего тела. Выше мы говорили о действии как промежуточном звене причинноследственного отношения. В нашей философской литературе не раз отмечалось, что производное от причины не сводится к одному только следствию. Кузнецовым предлагается особый термин действование, с тем, чтобы отличить его от следствия, которое иногда обозначается термином действие. Отношение причины и следствия предполагает конечность существования причины во времени, временный характер ее действия, так как следствие так или иначе выходит за рамки временного существования причины. Индетерминизм отрицает ряд положений детерминизма, частности, необходимость причинноследственных связей. Скажем, мы стебаемся над кемто и не можем уверенно сказать, он нас проигнорирует, пошлёт, или, может, сильно разозлится и надаёт по мордам. Хуже для анализа когда не знаем вероятностей следствий и вообще думаем а это все варианты или тут может быть ещё какоето следствие?. Если посмотреть на диалектический детерминизм с позиций теории вероятностей, то пытаемся выяснить полную группу событий набор всевозможных следствий и закон распределения описывает вероятность как функцию от случайной величины, а принятие случайной величиной некоторого допустимого значения есть случайное событие. Примером этого некоторой мере является человек со своей свободой выбора.

Тогда шансы Догонялова стать лидером по итогам чемпионата чисто теоретические может, команда и выиграет все 3 матча, но вот только каким Макаром нынешний лидер, находящийся прекрасной форме, проиграет все свои?. Атомов бесчисленное множество, они вечны, неизменны, не возникают и не уничтожаются. Атомы вечно носятся беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Ктото совершенно обоснованно и афористической форме сказал Наука начинается с почему. Например, угнетение Англией ее североамериканских колоний явилось причиной войны этих колоний за независимость, а война — следствием этого угнетения. Другой пример межимпериалистические противоречия были важнейшей причиной Первой мировой войны как следствия этих противоречий напомним поскольку история — ретроспективная наука, изучение идет от следствия к причине. Зачастую к данному следствию результату приводит не одна, а несколько причин. Например, Первую мировую войну вызвали не только межимпериалистические противоречия, но и другие причины национализм великих и малых народов, амбиции правителей. Повод — явление, процесс, разовое действие, способствующее проявлению причины.

Так, Эмсская депеша — повод к началу Франкопрусской войны 1870 года, а выстрелы Гаврилы Принципа — к началу Первой мировой войны. В лекции об историческом факте мы говорили Факт может стать историческим не изолированном виде, а во взаимосвязи с другими фактами. Просветители века выступили против трактовки истории как нагромождения случайностей и сформулировали принцип причинности и обусловленности. В веке широко распространились представления об эволюции как цепи причин и следствий эти представления были приняты ведущими философскими учениями — позитивизмом и марксизмом и стали также достоянием исторической науки. Противники детерминизма смешивают его с фатализмом мол, признание неизбежного влияния, например, экономики как определяющего фактора исторических событий равносильно провиденциализму, обусловливающему ход событий божественной волей. Современные криминологические теории Становление криминологии как науки. Как закон, каузальность выражает следующее каждое явление имеет причину и одновременно есть причина другого явления, или, наоборот, без причины ничего не появляется. При этом причиной называют такое явление, которое порождает другое, выступающее данном отношении как следствие.

Иными словами, специфической причиной считается такая, появление которой приводит к данному следствию, когда уже имеются другие условия его осуществления. И наоборот, условия могут иметь свою множественность, ибо они только способствуют проявлению специфической причины. Учет особенностей разных явлений и процессов, порождающих преступность и ее изменения Основы криминологии для практических работников. Иными словами, преступление следствие не может даже редких случаях стать установкой личности причиной совершения повторного преступления. Объективная причина противостоит субъективной причине объект противостоит субъекту. В механизме преступного поведения конкретной личности объективные причины потребности все равно принимают субъективную окраску интересы. Впрочем, сознаюсь, я бы всетаки не согласился на подобное самоограничение, будь у меня хотя бы малейшая возможность ныне же подвести итоги своим историческим работам и написать, качестве второй части этого труда, очерк истории человечества. Иногда эта склонность сказывается искажении душевной жизни, разлагаемой на системы, которые потом укладываются причинную или систематическую связь. А между тем с историческим методом плохо совмещается и понятие функциональной связи разъединенных элементов… Так поступают историки, а бедное подрастающее поколение должно зазубривать к экзамену причины Пелопоннесской войны или возвышения Москвы, иногда еще с глубокомысленным подразделением на причины и поводы. Каждое явление, возникшее под воздействием механических причин, с метафизических позиций, считается необходимым. Согласно Юму, представление о причинности, как всякое представление, могло бы содержаться либо наших ощущениях, либо наших идееях, представляющих логическую обработку ощущения.

Теперь мы понимаем, что детерминистические симметричные по времени законы соответствуют только весьма частным случаям. Причина — всегда действие, движение, она носит динамический, силовой характер, обязательно предполагает нажим, давление, мощь. Исследуя понятие причины на почве наблюдаемых явлений, Юм пришел к заключению, что этим понятием выражается только постоянная связь двух явлений, из которых одно неизменно предшествует другому таком взгляде просто отрицается само понятие причины, которое, однако, уже общем сознании различается и противопоставляется простой временной последовательности их смешение признается элементарной логической ошибкой, тогда как по Юму всецело исчерпывается постоянно наблюдаемым Юм, при всем своем остроумии, не мог убедительно опровергнуть бросающиеся глаза возражения против его взгляда, каково, например, то, что научно признанная причина дна и ночи суточное вращение земли вокруг своей оси, заставляющее ее попеременно обращаться к солнцу той или другой стороной должна бы быть по взгляду Юма наблюдаемым явлением, постоянно предшествующим дню и ночи, тогда как на самом деле это вращение вовсе не есть наблюдаемое явление, а умственный вывод из астрономических данных, да и никакой последовательности или преемственности во времени между причиной и следствием здесь не имеется, так что более согласно с точкой зрения Юма было бы признавать причиной дня предыдущую ночь, причиной ночи предыдущий день. Последовательный детерминизм охватывает объективный характер причинности. В действительности сущность и явление неразрывно связаны друг с другом. Нельзя назвать писателем человека, который не написал ни одного художественного произведения. Кратко можно сказать, что реальный мир это совокупность математически представимых движений объектов пространстве и времени, а Вселенная целом огромная гармоничная машина, построенная на основе математических законов. Эту позицию энергично оспаривали Эйнштейн, Планк, де Бройль, даже сам Шредингер. Таким образом, основной каузальной детерминации является элементарная научно следственная связь причинные связи образуют причинные цепочки цепочки причинения могут формировать причинные сети, которые могут образовывать причинные комплексы, выступающие свою очередь качестве одной из причины на новом структурном уровне организации материи. Наступление событий той или иной форме каждый раз требует для своего возникновения причины, действующей связке с одним второстепенными событиями приводит к одному результату, а с другими к другому Используя статические закономерности изучении реального процесса можно оценить вероятность наступления того или иного события.

Выражение детерминировано А истолковывается при этом как означающее во всякое время детерминировано наступление во всякое время. Прямое сравнение этих двух определений на вскидку, без подробного анализа, уже показывает, как обеднело, даже обнищало понимание причинности всего за один. Рассуждение Шрёдингера показывает, что этот взгляд ошибочен, но философская инерция мышления во второй половине прошедшего столетия попрежнему доминировала, она действует и поныне. Простейшие устройства такого рода известны уже тысячелетия — например, игральная кость, рулетка, или тасуемая колода карт. Третье — такие системы обладают собственной внутренней динамикой, они часто изменяются самопроизвольно, отсутствие какихлибо вынуждающих сил, и пытаться непременно связать эту собственную жизнь с какимито внешними вынуждающими факторами — напрасный труд. Эти самопроизвольные колебания около равновесного состояния — необходимость для всякой адаптивной системы, это позволяет ей отслеживать изменения внешней среды и искать улучшения своей внутренней структуры, чтобы лучше противостоять возможным повреждающим воздействиям, как экзогенным, так и эндогенным. Второй из упомянутых подходов — синергетика — страдает от той же неспособности отойти от термодинамического описания и обратиться к более универсальным и несравненно более разнообразным кибернетическим понятиям устойчивости. В настоящее время трудно однозначно ответить на этот вопрос — ходу есть множество определений, причем очень разных по смыслу одни авторы определяют это направление исследований через математический аппарат нелинейная динамика, фракталы, теория катастроф, детерминированный хаос, другие — через физику процессов неравновесная термодинамика, теория диссипативных систем, третьи просто перечисляют области знания, которых чаще всего применяются синергетические подходы, или считают синергетикой общую теорию самоорганизации сложных систем независимо от природы этих систем и способа возникновения упорядоченности. Мне кажется, что коечто можно понять, обратившись к истории вопроса.

Поэтому первым шагом к пониманию их эволюции должно служить понимание природы и механизмов их устойчивости. Различные философские школы и направления по разно Основные функции философии Основной функцией философии являемся мировоззренческая. Завершением немецкой классической философии является антропологический материализм. В этой связи нельзя согласиться с концепциями гилозоизма и пан Эволюционная лестница отражения Отражение присутствует на всех структурных уровнях материи. Язык с практическое, существующее и для дру Познавательное субъектобъектное взаимодействие Познание есть процесс активного взаимодействия субъекта Или даже Творческий характер познания В познании человек не просто запечатлевает, фиксирует, пассивно регистрирует идущие извне впечатления он активно участвует выстраивании образа действительности. Наука антипод беспорядка и хаоса, не с Наука и культурная среда Наука, конечно, не только идеи или знания. И, пожалуй, главный среди них само общество человек как объект познания. Господство права, означающее, что право рассматривается не как простой инструмент руках государства, утверждающий политическое могущество государственной власти. Причинные связи могут быть прямыми например, при ударе одного шара о другой или опосредствованными. Цель разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации людей.

С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический Добро результат знаний, Зло результат не знаний. Впервые поставил центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Важнейшей специфической чертой древнеиндийской философии является ее неразрывная связь с религией. В контексте религиозного мировоззрения это совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творений Бога. По христианскому вероучению, Бог сотворил человека не вместе со всеми существами, а специально для него выделенный, шестой, день. Мир идей, следовательно, образует своей совокупности истинное бытие, а чувственный, материальный мир Платон считал вторичным по отношению к нему. В сочинениях мыслителей все отчетливее зазвучали мотивы индивидуализма, эгоизма и уталитаризма. Эта теория переносила проблему соотношения веры и разума область взаимоотношений теологии и философии. Понятие — одна из логических форм мышления образ реальности, ее замещающий. Таким образом, категория, по Канту, не аристотелевское средство анализа исследуемой реальности, а инструмент упорядочения информации о мире на феноменальном уровне. Определите набор категорий, которые наиболее эффективно используются как инструмент освоения проблемных ситуаций теории и практике права. В природе же нигде нельзя обнаружить понятий, как причин понятие всегда оказывается лишь идеальной связью между причиной и следствием.

Попытки привнести естествознание цель, идею, смысл и подобные им категории представляются необоснованными и спекулятивными. Так, та причина смерти Кеннеди, что киллер нажал на курок, входит ту причину, что на Кеннеди было совершено покушение как описание одного и того же на разных уровнях подробности описания событий. Многие философы выражали представления подразумевающие необходимое наличие у каждого события мыслящего агента умысла считали, что никакое событие не может произойти без чьегото умысла к этому. Несложно увидеть аргументе порочный круг камень упал по воле бога, это была воля бога, поскольку без чьеголибо умысла ничего не случается, а ничего не случается без чьейто воли, поскольку даже камни без чьейто воли не падают. Жесткий детерминизм означает, что причина однозначно порождает следствие. Причина представляет собой необходимое условие для возникновения через определенный промежуток времени нового явления. Условия это внутренние связи предмета и внешние факторы, представляющие среду, которой возможно развитие причинных явлений и связей.

Ярко окрашенные цветки растений привлекают насекомых, при участии которых происходит опыление. Единство противоположностей проявляется том, что их нельзя резко обособить они взаимосвязаны настолько, что взаимопроникают друг друга, образуют множество сочетаний, переходов. Необходим критерий, который был бы и теоретическим для отражения объекта и внетеоретическим для проверки знаний, отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов. Сущность всегда находится единстве с явлением, ибо она нем не только обнаруживается, но через него существует, действует. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся римском общественном устройстве. Исходя из имегацихся истории философии и современной философской и научной литературе отдельных предпосылок, работе всесторонне развивается концепция двух уровней причинности. Дано обоснование тому, что причинная связь ее цельности есть единство обоих ее уровней. Но они могут допускаться философских системах, строящихся на иных исходных принципах. На событийном уровне предшествование причины следствию является фундаментальным свойством причинной связи. Ша можно и нужно крттиковать за крен к эмпиризму и оубъективизму трактовке необходимости причинной связи. В последующие десятилетия понятие вероятностной причинности было введено философию.

На номическом уровне ввдедяетоя отдельная причинная связь посредством абстрагирования от побочных данном отношении причин и условий. К тому же полнота условий осуществления события складывается лишь момент его наступления. Философы кантианской ориентации указывают, что принципе нельзя эмпирическим путем получить достоверное знание о причине. Они дают, лишь вероятное, а не достоверное знание тех случаях, когда ставится задача о их помощью открыть новый, еще неизвестный науке, причинный закон. Ленинское толкование категорий необходимости, и случайности Развитие. Других, более восприимчивых к специфике философского знания, оно побуждает к дальнейшему размышлению, что обогащает их общую философскую культуру, развивает мышление том направлении, которое называется философии диалектикой. А знание способов анализа проблем, этого, как сейчас говорят, гораздо более ценно, а философии осо бенности, чем фиксирование конкретных ответов на эти проблемы. Это было одновременно и естествознание во всей его полноте учение о природе или мире о явлениях астрономических, физических, метеорологических, биологических, и учение о человеке, его душе, смысле его жизни.

Физика исходит из понятий и предпосылок, которые совершенно чужды, напр. Не говоря уже о том, что первые науки гораздо более уже разработаны, чем последняя, по характеру знания гносеология и логика, подобно математике, суть науки, имеющие аподиктическую логическую достоверность то, что противоположно логической истине, немыслимо, тогда как психология суждения выражает лишь эмпирическую связь фактов противоположное им, можетбыть, фактически невозможно, но вполне мыслимо. Когда философски неразмышляющего человека спросят, силу чего возможно знание, то ему кажется ответ на этот вопрос легким и простым. Психологически ошибка дуалистического реализма объясняется тем, что отношение копии к оригиналу действительно имеет место известных пределах сознании именно, таково с некоторыми ограничениями отношение между воспроизведенным представлением и восприятием стол вспоминаемый и воспринимаемый относятся один к другому, как копия к оригиналу. Но раз это представление есть именно только наше представление, то качестве допущения о реальности остается только неопределенная мысль о какомто неведомом воздействии какихто неведомых объектов на наше сознание не на наше тело, ибо последнее есть тоже лишь представление. Этот вопрос приобретает остроту именно силу идеалистического убеждения Канта, выраженного им другом месте словах вне нашего знания у нас нет ничего, с чем мы могли бы сравнить наше знание. Кант показывает, что сам опыт был бы невозможен, если бы мы не приступали к нему с готовым запасом такого рода общих понятий категорий и соответствующих синтетических априорных суждений. Кант показывает, что на этом основано значение геометрии на пространственной форме наших представлений, такое же значение отвлеченной математики арифметики на временной форме наших представлений пространство и время суть не внешние вещи а присущие нашему духу формы всех наглядных представлений 2 априорные формы понятий мыслей категории, роде причинности, субстанциальности, качества, отношения, единства, множества. Те самые формы, силу которых возможно познание, обусловливают и как бы творят и самый предмет познания.

Всюду загадка эта сводится к вопросу как сознание достигает знания, содержание которого имеет силу независимо от его сознанности или познанности?. Мышление и бытие, или факт мышления и содержание мышления образуют неразрывное двуединство, и нельзя даже спрашивать, как бытие попадает сознание, или как сознание улавливает бытие, ибо такая постановка вопроса предполагает их раздвоенность или разобщенность, чего на самом деле. Ибо это сознание 1 надъиндивидуально едино для всех и 2 объемлет все бытие Это сознание есть, по учению Шуппе, сознание вообще или общеродовое сознание. Если гносеологическое единство или отношение есть единство мышления и бытия или знания и его предмета, то мы неизбежно даем одностороннюю и двусмысленную его характеристику, определяя целое термином, носящим признаки одной его части против нашей воли, часть здесь все же поглощает целое, и, желая спасти объективность знания, мы все же приходим к какомуто противоестественному растворению или испарению бытия, предмета, субъективной сфере сознания или знания. Но это овладение возможно только путем служения природе Единственными дверями знания служит опытное наблюдение. Начавшись с утверждения, что опыт есть единственный источник знания, эмпиризм лице Юма доходит до скептицизма до вывода, что опыт строгом смысле не дает никакого знания, а лишь сырой материал для знания лице единичных впечатлений. Античный материализм признает, таким образом, душу особой реальностью, но считает ее тоже материальной, именно состоящей из материн особого рода.

Первым и, бытьможет, единственным классическим представителем материализма новой философии является английский философ Фома Гоббс середине века. Все остальное суть лишь состояния акциденции тел, или же вообще не существует объективно, а есть лишь чтото субъективное, измышленное или воображаемое фантасма. Спиритуалистическое воззрение типа Беркли падает силу тех же аргументов, которые обнаруживают несостоятельность обосновывающего его субъективного идеализма вещи суть нечто большее, чем субъективные идеи нашего сознания, внешний мир имеет предметное бытие независимо от нашего представления о нем стр, и, следовательно, на этом основании и этой форме отрицание материального бытия во всяком случае несостоятельно. Доказательство непространственности материи, как таковой, по существу вполне верно материя только, так сказать, разлита пространстве и существует нем, существо же ее состоит чемто ином, чем пространство. При таком резком определении между обоими родами субстанций оказывается непроходимая пропасть. Сторонниками Спинозовского монизма являются основатель экспериментальной психофизики Фехнер, Спенсер, Вундт. Поскольку мы ограничиваемся рассмотрением бытия, как совокупности единичных конкретных явлений, существующих определенном месте и определенное время, несомненно, что понятиями психического и материального исчерпывается их природа, так как иного рода бытие поскольку оно локализовано пространстве и времени нигде не дано и немыслимо. Но возникает вопрос какому роду бытия принадлежит логическое первенство?. Так как идеальное бытие или идеальную сторону бытия мы можем познавать независимо от познания реальности единичных вещей такое познание идеального мы имеем логике и математике, а реальное бытие познаваемо лишь через понятия связи с идеальной своей стороной, то логическое первенство, очевидно, принадлежит идеальному. Звезды движутся по кругам, потому что они блаженные божества, которым подобает наиболее совершенное круговое движение. Законы природы выражают, таким образом, единство общего содержания, объемлющее бесконечное множество единичных его проявлений. Вера вечность законов природы есть, следовательно, либо просто предрассудок, либо смешение подлинно вечной идеальной значимости всякой истины с реальным действием или реальной воплощенностью ее содержания.

Из этих учений, по крайней мере, первое было принципе хорошо известно уже древнейшим школам греческой философии, и лежит уже основе монизма милетских натурфилософов все вещи проявления единой материи воды, или воздуха. В этом случае философия науки освободится от необходимости решать философские проблемы, связанные с причинностью. И далее продолжает Несомненно, старый закон причинности только потому продолжает проникать книги философов, что большинству из них неизвестно понятие функции, и поэтому они прибегают к чрезмерно упрощенной формулировке 98. Особое значение эти проблемы приобретают теории научного объяснения. Специфические проблемы причинности силу такого расширения концептуального горизонта многим казались утратившими актуальность, аналогично тому как Рассел отказал философской значимости понятию причинности, так как его можно подвести под более широкую категорию функционального отношения. Одно явление может быть и необходимым, и достаточным условием для некоторого другого явления.

Следующий, и последний, концептуальный элемент, добавляемый наш формализм, — это оператор. Легко видеть, что если более широкой системе имеет место некоторое отношение обусловленности, то оно необходимо будет иметь место и меньшей системе, которая является ее фрагментом, но не наоборот 115. Поскольку первая система является фрагментом второй, то можно сказать, что для этой более широкой системы рассматриваемое отношение обусловленности справедливо следующем относительном 116 смысле если эта система проходит своем развитии от начального состояния а через к 1, то, если она реализуется состоянии, содержащем, она необходимо пройдет через. Топологическая фигура, соответствующая этому типу каузального объяснения, может выглядеть так Если мы внесем сюда небольшую поправку, так, чтобы второй сверху кружок крайнем справа ряду означал состояние с, то тогда наличие будет, относительном смысле, и необходимым и достаточным условием для. Целенаправленное этом смысле поведение и другие процессы следует отличать от поведения, которое является намеренным смысле интенционального стремления к цели. Состояние а всегда возникает из какогото непосредственно предшествующего ему состояния. Например, приказывая, пугая, склоняя, требуя или угрожая. Пусть — положение дел, которое, по крайней мере некоторых случаях, мы можем создать или пресечь по желанию.

Следовательно, если имеется также, то мы должны рассматривать это как подтверждение контрфактического условного высказывания, которое мы могли сделать, если бы не произвели если бы, которого нет, имело место, также имело бы место. Если человек, подвергнутый эксперименту, все время держал свою руку поднятой по желанию, тем самым с обратной стороны вызывая изменения, то экспериментальная ситуация разрушится, так как экспериментатор не сможет быть уверен том, что он способен произвести или прекратить. Подобная иллюзия порождается свойственной нам тенденцией считать — можно сказать, духе Юма, — что человек состоянии совершенной пассивности, просто наблюдая регулярную последовательность событий, может регистрировать каузальные связи и цепочки каузально связанных событий, которые затем он экстраполирует на всю Вселенную, от неопределенно далекого прошлого на необозримо далекое будущее. Прогресс естествознания можно понимать как переход от уровня способов манипулирования к уровню функциональных законов. Говоря о личности, мы прежде всего имеем виду отдельного человека, индивида, индивидуальность. Не могут быть приняты и те построения, которые выводят личность её психологическом аспекте из её социального опыта. Единство личности не возникает, а, наоборот, само является исходной основой всякого изменения душе, основой её психического развития. Дальнейшее движение мысли по пути определения сущности приводит нас к явлению. Термин возник как перевод греческого слова гипостасис фундамент, основа. Декарт, понимая под субстанцией то, что не нуждается для своего существования ни чем, кроме самой себя, свел их число к 3 несотворенной мыслящей Бог, сотворенной мыслящей и сотворенной протяженной телесной. Спиноза подчеркивал неразрывную связь основы вещей и их конкретного многообразия пределах философски понимаемой субстанции. Материя не аналогична глине аристотелевского горшечника, придавая различную форму которой можно создать все горшки и кувшины Вопреки видимости, причиною этого свойства не являются ни сами материальные объекты, ни даже их причинные связи или взаимодействия, а субстанциальные связи, объединяющие элементы системы объектов единое целое. Но, согласно специальной теории относительности, мгновенных материальных сигналов не существует материальные сигналы не могут распространяться со скоростью больше скорости света, поэтому субстанциальные связи не могут иметь материальную природу.

Идеальная реальность выявляется сопоставлении с реальностью материальной, для которой характерна пространственновременная и вещественная определенность, непосредственная чувственная данность. В онтологическом отношении идеалисты считают идеальное первичной по отношению к материальному реальностью. Духовная жизнь есть жизнь, сообразная с Мировым Логосом, который имманентен миру. Системами являются не только целостные, но и суммативные системы, не принадлежащие к классу целостных. Вера вечность законов природы есть, следовательно, либо просто предрассудок, либо смешение подлинновечной идеальной значимости всякой истины с реальным действием или реальной воплощенностью ее содержания. Не раз было отмечено истории знания, что это раздвижение силы и материи переносит центр тяжести именно на силу, а материя как бы отстраняется. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование какихлибо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи 2. Линейнооднозначная причинность может существовать только тогда, когда речь идет о простых объектах и простых механических взаимодействиях. Если принимать принцип причинности, что для концепции философского детерминизма обязательно, то и случайные явления следует считать причинно обусловленными.

Все эти условия являются внешними по отношению к правилам движения и законам, по которым создается и эксплуатируется транспортное средство. Поэтому для диалектического детерминизма важно не только обоснование объективного существования случайности, но и выявление связи случайности и необходимости. Наше познание основном нацелено на раскрытие существенных и необходимых связей предмета, определяющих его существование. Но поскольку мы говорим о происхождении жизни земных условиях, которые являются относительно уникальными, важно знать также и конкретные условия, существовавшие на Земле период зарождения жизни. Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимостью и случайностью коренится самом процессе развития материальных систем и связана с диалектикой превращения возможности действительность ходе этого процесса. Для нашего вопроса важно, впрочем, не то или другое содержание осуществляемых великими людьми общественных идеалов, а тот бесспорный факт, что сами эти люди насколько они оставили свидетельства своего самосознания, всегда считали свою деятельность не произвольною, а провиденциальною признавали ее как от века предопределенный способ осуществления всемирно исторических, не ими самими поставленных целей и этом смысле все они были так или иначе фаталистами, видели себе живые орудия высших сил. Согласно Аристотелю, материя это только всеобщая возможность предметного многообразия то, из чего, возможность без каких либо положительных, физических качеств.

В эпоху Просвещения 18 век Гольбах Дидро пытались связать концепции материи природы и материи совокупности механических свойств. Для обозначения понятия духа греки пользовались терминами, выражающими постепенный отход от ранних представлений о всеобщей одухотворённости окружающих вещей и мира. Окончательную систематическую обработку это античное понятие духа получило у неоплатоников Плотин, которые соединили вышеперечисленные понятия нус, логос и пневму. Дух есть свойственная человеку функция отражения материальной действительности характерная особенность той ступени развития последней, на которой она приходит к самосознанию. Концепция детерминизма диалектическом материализме Современный детерминизм и наука. Изучение и описание объективно существующих связей между явлениями представляют принципиальный интерес для науки, и целый класс научных законов описывает именно эти отношения. Это не означает, что мы можем исчерпать сущность явления только через познание его внутренних и внешних генетических причинных связей. Сторонники концепции структурнофункционального анализа социологии абсолютизируют представление о функциональных связях, не считают нужным познание причинных связей, выделение ведущих материальных факторов развития общества. В философии формулируется следующее положение целесообразность имеет место там, где обратное воздействие следствия на причину приобретает вид отрицательной обратной связи этом случае информация о разнице между требующимся конечным состоянием и фактически достигнутым, передаваемая по каналу обратной связи, превращается причину, заставляющую регулируемую часть системы двигаться так, чтобы она все более приближалась к заданному состоянию. Они не существуют наряду с явлениями и не возвышаются над явлениями виде мистической или физической силы. Они не исключают друг друга и не являются по отношению друг к другу гносеологическими приближениями — они дополняют друг друга, позволяя составить более богатое представление о разнообразии отношений детерминации, существующих объективном мире. А если слаще морковки ничего не ел то как можно обсуждать изысканные кулинарные блюда?.

Заключения экспертов Акты судебномедицинского исследования трупа, оформленные экспертами СанктПетербургского Государственного учреждения здравоохранения Бюро судебномедицинской экспертизы за 2000 2004 годы и кафедры судебной медицины Военномедицинской академии имени. Интерпретировано для практики судебной медицины имеющееся философии и логики понятие действующей причины, которая определена как причина первого порядка, характеризующая взаимодействие организма с повреждающим механическим фактором, следствием этого взаимодействия является травма. Контроль выполненной работы критерии проверки правильности установления признаков причинной связи. Всеобщность нет явлений, которые не имели бы своих причин диагностика производящих и производимых явлений. Вы сказали о том, что должна быть необходимость связи между факторами. Конечная причина рассматривается как конечная анализируемой цепи причинения. Давалась оценка с использованием тех вариантов, которые были продемонстрированы. Изложенное выше позволяет сделать вывод о наличии известной новизны проведенного автором исследования. Исходя из изложенного, можно оценить название диссертационного исследования как очень хорошее.

Это подобно тому, как немедик будет обсуждать проблемы диагностики, ограничиваясь ссылками просто на медицину. В современном понимании догматизм представляет собой такой способ метафизического мышления, при котором игнорируется принцип творческого развития и конкретности истины. В современном понимании категория качества выражает целостную определенность объекта и характеризуется структурой, свойствами, функциями и занимаемым место системе взаимосвязанных объектов. Сущность закона современной интерпретации процессах развития количественные изменения, накапливаясь, рано или поздно, нарушают меру качественного состояния объекта, при этом объект переходит новое качественное состояние с новыми количественными изменениями. Виды противоречий основные на основных свойствах, определяют развитие объекта, не основные на не основных свойствах, влияют на развитие объекта внутренние внутри объекта, внешние между объектом и внешней средой обществе антагонистические враждебность сторон по коренным направлениям, не антагонистические общность по коренным, не согласие по некоренным направлениям. Необходимо при этом учитывать количественные изменения противоположных процессах, а также появление новых признаков, элементов и их количественное нарастание. В материалистической философии качестве субстанции принимается материя.

Для медицинской науки важны многие парные философские категории, отражающие взаимосвязи, отношения природе, обществе и человеческой жизнедеятельности, такие как количествокачество, мера и норма и многие другие. В природе, не включенной человеческую жизнедеятельность, норм как таковых. Поэтому норма — это некие демаркационные грани верхние и нижние, пределах которых могут происходить различные количественные сдвиги. Более того, она развивает научномировоззренческие взгляды врача и эвристический творческий потенциал целостной системе материальной и духовной культуры медиков. Французский философ МэндеБиран пытался подойти к ней на почве внутреннего психологического опыта. Представители метафизического материализма, том числе Ньютон и Лаплас, исходя из признания всеобщего характера механического движения, полагали, что механическое взаимодействие присуще всем телам. Иногда сущее сводят к понятию сущность, поскольку сущность есть то, что ум постигает сущем как его определенность. Такие поиски основания сначала приводили к вполне вещественным и физическим ответам на вопрос например, огонь Гераклита, вода Фалеса или воздух Анаксимена. Мы не можем объективировать для себя бытие, так как мы сами всегда часть бытия. Время можно понимать как космологическое, историческое и экзистенциальное индивидуальное. Поэтому человек не свободен сам искупить все свои грехи, только посредством божественной благодати.

Философское постижение человека всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия мире, человеческого мира. Следует однако помнить, что выделение тела, души и духа, осуществляемое рамках философского анализа, далеко не раскрывает всех сущностных особенностей. А индийская философия рассматривает переселение души между всеми живыми существами, но при этом лишь человек может стремиться освободиться от эмпирического существования и обрести гармонию нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела целом. В гносеологическом плане материя есть философская категория для обозначения объективной реальности. Важно всегда помнить, что понятие материя любом аспекте гносеологическом или онтологическом всегда есть абстракция и чистое создание мысли, то есть мысленно выводится как нечто общее из множества предметов и процессов. Картина мира — сложно структурированная целостность, включающая концептуальную часть картины мира и совокупность наглядных образов культуры, человека, его места мире. Суть диалектического понимания развития обнаруживается ответах на вопросы — что такое развитие, что является его причиной, как оно осуществляется, куда оно идет?. Затруднение легко разрешается, если мы рассматриваем противоречие не как формальное белое — черное, снег — не снег, а как диалектическое, то есть ищем промежуточное, посредствующее звено между противоположностями. Скачок — момент превращения одного качества другое, интенсивных количественных изменений качественные.

Гегель первыми предложили модель диалектического отрицания, которую иногда называют триадой Гегеля. На ступени второго отрицания неизбежно восстанавливаются черты исходной формы. Она не может, стало быть, превратить действительность возможность, не создавая на ее месте новой действительности. Ильенкова связано с его неясной идеей о том, что Спиноза — философ материалистического тождества бытия и мышления. Оно относится прежде всего к понятию об этом нечто, предваряющем кантову вещь себе. Кант довершение к тому, что было сделано Юмом, осуществил обратный и столь же неправомерный перенос гипертрофированного признака отличия следствия от причины с отношения между объектами на отношение между объектом вещью себе и познающим субъектом, воздвигнув между ними непроницаемую стену. Но законно спросить, нельзя ли рассматривать то, что возникло как причину самого себя?. Чтобы ответить на вопрос, начнем с разбора примера, который соответствовал бы уровню знаний.

Если причинность мире объектов, то с ними, коль скоро мы поверим Юму, мы не имеем дела. Но миновали два столетия, и вновь нашлись теоретики, которые возродили заблуждение Юма почти что первозданной форме. В истории науки не раз бывало, что требование наглядности во что бы то ни стало становилось тормозом научного исследования. Утверждать — это значило бы оказаться положении курицы, убежденной, что появление птичницы всегда влечет за собой появление пшена, но однажды горько обманувшейся. Бёрксом 3, но и она, как и следовало ожидать, не приводит к полной формализации каузального отношения. Кравский 2, произвести замену второго шара человеческой рукой, чтобы прийти к выводу, что наше сознание способно не только констатировать последовательность толчок—движение, но и воспринять ощущение воздействия данного толчка, а следовательно, одного объекта на другой объект, который до этого толчка находился покое. Именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего, к идеи субстанции Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Так бытие поскольку оно рассматривает само по себе едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош к иному, содержит себе различие, изменчиво, подвижно. В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилио Фичино. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой. Таким образом индуктивный метод Бэкона это обобщение эмпирических фактов и выводов.

Вводится понятие родового субъекта, интересы и цели, которого скрыты от отдельного индивидуума. Назван так по имени Зигмунда Фрейда 18561939 австрийского врачаневропатолога и психиатра. Единство бытия и мышления, природа сущет независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия. Беспредельная свобода или бунт приводит к разрушению и этическому анархизму, это недостойный путь человекобожества. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественными и природными мирами, реализуется акте любви к другому человеку, к природе, к богу. Обогатил концепцию материализма, обосновал теорию отражения, методологически анализировал взаимосвязи естествознания и философии. Человек существует как конкретный индивид предпосылкой его существования является жизнь его тела. Часто термины экосистема и биогеоценоз употребляют как синонимы. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой это разумное сосуществование людей друг с другом.

Такая неудовлетворенность, нереализованность содержит себе побудительные причины творческой деятельности. Подсознательная сфера может проявляться только анормальных или ненормальных областях. В превращении информации знание участвуют целый ряд закономерностей, регулируемых деятельность мозга. Само понятие является результатом исторического опыта человечества целом или исторического опыта тех или иных общностей людей, социальных групп. Абсолютная и относительная истина критерии диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между 1 тем, что уже познано и тем, что будет познано дальнейшем процессе развития науки 2 тем, что составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто ходе дальнейшего развития науки и тем, что останется неопровержимым. Так, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом которых они сформулированы. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является относительной истиной. Подчеркивая человеческое, личностное слдержание исторического процесса вместе с тем, стремиться утвердить основные принципы христианского философского мировоззрения. Каждое общество проходит своем движении определенные стадии генезис, рост, надлом и разложение. Процесс модернизации современного общества на информационнотехнологической основе происходит различным образом странах и регионах с различными национальнокультурными особенностями.

Научное исследование нуждается особой системе специальных орудий, которые непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния условиях, контролируемых субъектом. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Научная картина мира складывается результате синтеза знаний получаемых различных областях науки и содержит общие представления о мире вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей чистом виде. При этом может быть, что рассматриваются одни аспекты, но характеризуются разными величинами или используются разные методы. Далее, новые науки возникают на стыке традиционных, например, биофизика, биохимия, структурный анализ, математическая лингвистика. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

Методология верификации науке построена на убеждении абсолютности истины, а это иллюзорное представление. Единичное отдельное, индивидуальное Ч философская категория, выражающая относительную обособленность, отграннченность объекта исследования от его аналогов на основании уникальной качественной и количественной его определенности. Если необходимость демонстрирует закономерный характер связи, определяемой содержанием исследуемого объекта, то случайность Ч это такой тип связи, который обусловлен внешними, преходящими причинами. Сущее, или бытие как таковое, представляет собой чистую возможность многообразия сущностей, определенность которых обеспечивается категориями, как лразграничительными линиями. Явление Ч это собственное выражение исследуемого объекта, внешние формы его существования и осуществления. По Аристотелю, наличие целевой причины характеризует не только человеческую деятельность, но и объекты природы природа ничего не делает напрасно том смысле, что каждая вещь стремится к своей энтелехии.

Телеологический подход имеет свою традицию физиологии витализм, холизм, психологии физиология активности и современный бихевиоризм, социологии структурнофункциональный анализ и веберовская концепция целерационального действия, общей теории систем телеологические уравнения.

Понятие причинности в философии
Портал знаний для студентов и абитуриентов — Zippingington
5105
Просмотров: 10